МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар №1

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 118
самостоятельная работа 422
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 4, 5, 6, 7
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 19 16 17 16 22 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 118 118
Сам. работа 20 20 162 162 20 20 126 126 20 20 18 18 56 56 422 422
Итого 36 36 180 180 36 36 144 144 36 36 36 36 72 72 540 540

Программу составил(и):
к.и.н., доц. Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Анисимова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар №1

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать навыки научной работы: сбор и анализ научной литературы, критика источников, ранжирование информации, написание нучного текста, оформление категориально-ссылочного аппарата, выступление на конференции, публичные дебаты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 владение базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, способностью свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления
ОК-10 способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ОК-11 способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ОПК-9 способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
ОПК-13 способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы
ОПК-18 способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особеннности научной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать с научными текстами, презентовать свои научные изыскания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Научной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научная работа в университете
1.1. Особенности научных исследований: выбор тематики Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Поиск литературы по заданной теме: отчет Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Библиографическое описание (ГОСТ 7.1–2003): отчет Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Доклад по теме: публичное выступление Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Поиск литературы и документов по выбранной теме, подготовка к докладу Сам. работа 1 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Научные конференции: типы и виды Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Научное сообщество и способы знакомства с научными исследованиями Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Курсовая работа: структура и содержание Практические 2 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Доклады по теме: выступление на конференции Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Подготовка к курсовой работе Сам. работа 2 122 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Подготовка к докладу Сам. работа 2 40 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Роль источниковедческой базы в научной работе Практические 3 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Критика источников как важный элемент профессиональной и научной деятельности Практические 3 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Типы и види источников в региональных исследованиях Практические 3 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Подготовка источниковой базы исследования Сам. работа 3 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Научные работы: тезисы, аннотации, статьи, монографии, обзоры, диссертации Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Научная статья: структура и типология Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Особенности презентаций докладов и научных статей Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Курсовая работа: отчет о проделанной работе Практические 4 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Поготовка курсовой работы Сам. работа 4 126 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.21. Научная этика Практические 5 8 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.22. Правовая ответственность за плагиат Практические 5 8 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.23. Углубленное изучение выбранной темы, подготовка отчета о проделанной работе, доклад Сам. работа 5 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.24. Практикоориентированные исследования Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.25. Поиск актуальной информации на китайском языке Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.26. Аналитические обзоры (включая историографию проблемы) Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.27. Подготовка к курсовой работе Сам. работа 6 18 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.28. Выпускная квалификационная работа Практические 7 16 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.29. Подготовка материалов к написанию и защиты ВКР Сам. работа 7 56 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Полный перечень практических заданий представлен в итоговом тесте по дисциплине, размещенном в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1058
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения.
Вклад В.М. Алексеева в изучение китайской словесности и литературы.
Становление и развитие китайской историографии в эпоху древности (Сыма Цянь, Бань Гу, Фань Е).
Развитие европейской синологии: основные центры, школы и представители.
Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
Формирование беллетристической традиции в китайской литературе. Роль буддизма.
Музеи и музейное дело в КНР.
Сложение теократического государства в Тибете.
Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в.
Русско-джунгарские отношения в первой половине XVIIIв.
Русско-китайские торговые отношения в Центральной Азии в XIXв.
Русско-китайское погранично-территориальное разграничение в XIX в.: этапы и их содержание.
Монгольский и Урянхайский вопросы в советско-китайских отношениях.
Борьба монгольского народа за независимость в начале XX в. и политика России.
Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны.
История КПК.
Реформа КПК 1990-х годов.
Система управления регионами КНР.
Экономическое развитие регионов КНР.
Современные политические процессы в Китае.
Биография Си Цзиньпина.
Институт губернаторов Китая.
Официальный стиль в китайском языке.
Современное образование в КНР
Государственная служба КНР.
Национальная политика КНР
Трансформация политической системы КНР в 60–80-е гг. XXв.
Культурная революция в КНР
Российская православная духовная миссия в Пекине
Материальная культура китайского народа
Особенности духовной культуры китайского народа
Политический портрет генсека КПК Ху Цзиньтао
Юань Шикай в событиях Синьхайской революции 1911 — 1912 гг. в Китае
Роль китайских хуацяо в экономике стран Юго-восточной Азии (80-е гг. XX — начало XXI в.)
«Древность на службе современности: политико-идеологические кампании в КНР в 1950-е гг.
Роль Г. Киссинджера в становлении и развитии американо-китайских отношений в 1970-е гг.
Правовое и социальное оформление института часного предпринимательства в КНР 1980-е гг — начало XXI в.
Внешнеполитический курс Си Цзиньпина
Еврейская община в Китае: прошлое и настоящее.
Интересы и политика Китая на Ближнем Востоке (начало XXI века)
Хуацяо в период «холодной войны»
Политика КНР в Арктике
Китайский национализм и внешняя политика Китая
Сотрудничество РФ и КНР в военной сфере: возможности и ограничения
Лю Сяобо: жизнь китайского диссидента
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неумоева-Колчеданцева Е. В. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Сибагатуллина А. М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э2 . uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э3 http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 - ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Дата введения: 01.01.2009.
Э4 http://www.dergachev.ru/ - аналитический и образовательный портал. Институт геополитики проф. В. Дергачева. Материалы по геополитике, регионоведению, методологии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курсовая работа представляет собой предусмотренное учебным планом и программой подготовки по направлению самостоятельное научное исследование актуальной в научном и политическом отношении проблемы. Тематика курсовых работ соответствует содержанию фундаментальных и специальных дисциплин и отражает требования ФГОС к формируемым в процессе научно-исследовательской работы студента компетенциям.
Кафедра востоковедения в начале учебного года представляет примерный список тем, из которых студент выбирает свою тему, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями научного руководителя. Исследование по выбранной теме осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры научного руководителя) на протяжении всего учебного года и завершается оформлением его результатов в виде цельного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиям ГОСТ. Промежуточные научные результаты студент представляет в виде сообщений на занятиях спецсеминара.
Исследование по теме курсовой работы осуществляется последовательно, проходя следующие этапы: (1) выбор темы, (2)формирование информационной базы, подбор источников и специальной научной литературы, (3) разработка плана/структуры основной части работы с проектами названий глав и их разделов, (4) систематизация и критический анализ материала источников и исследований, (5) написание текста основной части, введения и заключения, (6) окончательное оформление текста и научного аппарата (сносок, списка источников и литературы), (7) представление курсовой работы научному руководителю.
Структура курсовой работы имеет универсальный для научного исследования любого уровня характер и включает введение, основную часть (главы и разделы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения и иллюстрации (при необходимости). Во Введении предусматриваются следующие обязательные структурные элементы: (1) постановка проблемы и обоснование ее актуальности, (2) объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, (3) систематизированный обзор источников и научно литературы по теме, промежуточный вывод о степени изученности проблемы, (4) краткая характеристика структуры – глав и разделов. При распределение материала между главами рекомендуется избегать диспропорций и исходить из принципа соответствия структуры основной части поставленным задачам. Цель и задачи исследования должны быть реализованы в основном изложении и сформулированы в виде обобщений и выводов в Заключении.
Важнейшим направлением работы является поиск, подбор и критический анализ источников по избранной теме с учетом ее специфики и степени доступности самих источников. При формировании информационной базы работы обязательно проконсультироваться с научным руководителем. При этом следует использовать сложившиеся универсальные принципы систематизации источников (по основным группам) и источниковедческого анализа с учетом специфики конкретной научной проблемы. Самостоятельный поиск и обработка первоисточников и научной литературы является обязательным профессиональным навыком, формирование которого предусмотрено требованиями ФГОС, и важнейшим критерием оценки научно-исследовательской работы студента.
Важным критерием оценки курсовой работы также является его соответствие стилистическим требованиям к научному тексту: работа должна быть написана академическим языком, научные термины должны корректно использоваться и соответствовать теме по смыслу, при цитировании обязательны кавычки, при непрямом цитировании других авторов или первоисточников обязательны ссылки. Плагиат недопустим. При редактировании текста необходимо ориентироваться на замечания и рекомендации научного руководителя. Требования к объему курсовой работы определяются кафедрой востоковедения и уровнем исследовательской работы – в зависимости от года и формы обучения.