МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страноведение Китая на языке региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 101
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 101 101 101 101
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель Дикова Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. И.В. Анисимова

Рабочая программа дисциплины
Страноведение Китая на языке региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Страноведение Китая на языке региона» является глубокое и всесторонне изучение Китая с учетом лингвострановедческих реалий изучаемого региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-8 способность соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
ПК-9 способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории перевода, основы реферирования и аннотирования на языке региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.извлекать требуемую научную информацию на языке региона из предлагаемых источников, классифицировать предложенную информацию
осуществлять устную и письменную коммуникацию на языке региона в общепрофессиональной сфере
осуществлять двусторонний перевод в сфере профессиональной коммуникации на языке региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилями китайской речи, чтением и пониманием текстов, письменным переводом и реферированием, основными видами устной работы с китайским языком, двусторонним переводом беседы, навыками беседы в определенной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Географическое положение Китая
1.1. Географическое положение Китая Лекции 1 3 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Положение страны изучаемого языка относительно материков, морей, рек и гор. Столица страны. Основные города. Соседние страны. Общая площадь и население страны. Полезные ископаемые. Климатические зоны. Специфика климатических зон: температура, давление, влажность, осадки. Сезонные колебания климата. Природные катаклизмы: наводнения, цунами, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов и др. Практические 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Сам. работа 1 12 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Подготовка презентации по заданной теме. Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Современная политическая система Китая. Государственный и политический строй.
2.1. Современная политическая система Китая. Государственный и политический строй. Лекции 1 3 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Государственное устройство. Структура государственного аппарата. Высшие органы государственной власти. Роль государства в жизни страны. Принципы функционирования представительных органов власти в центре и на местах. Выборность правительственных органов, система выборов. Основная политическая партия и ее роль в политике государства. Практические 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Подготовка презентации. Сам. работа 1 12 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Подготовка презентации по заданной теме. Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Экономика Китая. Проблемы и перспективы развития страны в XXI веке.
3.1. Экономика Китая. Проблемы и перспективы развития страны в XXI веке. Лекции 1 3 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Общая характеристика хозяйства. Природные и демографические условия. Экономико-географическое районирование. Уровень развития национального рынка. Промышленность: легкая и тяжелая. Добывающие и перерабатывающие отрасли. Пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера обслуживания. Роль страны в развитии мировой экономики и глобализации. Экономический кризис и его влияние на развитие экономики страны. Практические 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Основные религии страны, время их появления и особенности становления. Жизнь и биография Конфуция. Политика государства в отношении религии. Религиозные общины. Основные религиозные центры. Культовые памятники. Практические 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Сам. работа 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Подготовка презентации на заданную тему. Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Религии Китая. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство.
4.1. Религии Китая. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Лекции 1 3 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Сам. работа 1 12 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Подготовка презентации на заданную тему. Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Национальная культура страны изучаемого языка (обычаи и традиции, праздники и обряды).
5.1. Традиционные праздники Китая. Лекции 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Национальные и государственные праздники. Календарная обрядность. Ее связь с сельскохозяйственным календарем. История возникновения праздников. Обряды, связанные с важнейшими периодами жизни человека (рождение, свадьба, похороны и др.). Традиционная культура страны и ее трансформация в современном обществе. Практические 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Сам. работа 1 12 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Подготовка презентации на заданную тему. Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Литература Китая. Жизнь и творчество Ли Бая, Лу Сюня, Лао Ше. Китайская поэзия.
6.1. Литература Китая. Лекции 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Особенности национальной литературы. Начало формирования национальной литературы и основные этапы развития. Современная литература. Самые известные писатели, оказавшие влияние на развитие мирового литературного процесса. Рассказ о выбранном литературном произведении. Автор. Жанр. Сюжет и композиция. Основные герои. Влияние на формирование литературной традиции. Практические 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Аннотирование и реферирование. Изучение истории и культуры региона. Работа с новостными сайтами Китая. Подготовка презентации. Сам. работа 1 12 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Подготовка к итоговой аттестации. Сам. работа 1 17 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Праздники Китая;
День Образования КНР;
Праздник Середины Осени;
Праздник Драконьих Лодок;
Первое мая;
Праздник Цинмин;
Китайский Новый Год;
Праздник красных фонарей.
Китайский гороскоп;
Традиционная гимнастика;
Боевые искусства;


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Дубкова О. В., Селезнева Н. В. Китайский язык. Лингвострановедение.: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения Китайский язык: тематические материалы: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению 032000.62 "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Лукашевич С.В. Учимся думать и говорить по-русски (для китайских студентов и студентов, изучающих китайский язык): учебное пособие для китайских студентов, изучающих русский язык, а также для русских студентов, изучающих китайский язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
Э2 http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
Э3 http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
Э4 http://www.kitaist.info/ Информация о Китае, учебные материалы, словари и т.п.
Э5 http://www.internetpolyglot.com/lessons-zh-ru Изучение лексики по темам
Э6 http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п.
Э7 http://eleaston.com/chinese.html Сайт на английском языке
Э8 http://zhongwen.com/ Китайские иероглифы и культура, англо-китайский сайт
Э9 9. http://www.logoslibrary.eu/index.php?newsearch=1&code_language=ZH электронная библиотека произведений на китайском языке
Э10 10. http://www.gutenberg.org/browse/languages/zh Произведения на китайском языке в известной электронной библиотеке Гутенберга
Э11 11. http://www.mandarintools.com/ Инструментарий для изучения китайского языка
Э12 12. http://www.langu.ru/forum45.html Форум о китайском языке
Э13 13. http://transer.info/forum/22 Страница китайского языка на переводческом форуме
Э14 14. http://uz-translations.su/?category=chinese Языковой портал для переводчиков, филологов, лингвистов, студентов, преподавателей, изучающих и преподающих иностранные языки.
Э15 15. http://russian.chinese.cn/ Институт Конфуция онлайн (на русском языке) – изучение китайского языка
Э16 16. http://www.people.com.cn/ Газета «Жэньминь жибао» («Народная ежедневная газета»):
Э17 Словари:
Э18 1. http://bkrs.info/ Словари и форум
Э19 2. http://cidian.ru/ Русско-китайский и китайско-русский словари
Э20 3. http://slovarus.info/kit.php Большой китайско-русский словарь
Э21 4. http://www.zhonga.ru/ Китайский онлайн словарь
Э22 5. http://www.ci.spbu.ru/slovar/index.html#/1/ В.П.Васильев. Графическая система китайских иероглифов. Опыт первого-китайского русского словаря. — СПб., 1867(Репринтное издание Института Конфуция в СПбГУ. СПб.: НП-Принт, 2010, ISBN 978-5-91542-100-3)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
http://www.kitaist.info/ Информация о Китае, учебные материалы, словари и т.п.
http://www.chinalanguage.com Сайт на английском языке: учебные пособия, словари, форумы и т.п.
http://eleaston.com/chinese.html Сайт на английском языке
http://zhongwen.com/ Китайские иероглифы и культура, англо-китайский сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.