Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Буддизм в современном мире" являются формирование комплексного представления о положении буддизма в современном мире, отдельных странах и территориях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-1 | владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные проблемы и перспективы развития буддизма в современном мире; основные принципы собора и обработки научной информации в области истории и распространения буддизма |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать перспективы распространения буддизма в различных регионах современного мира; собирать и анализировать информацию о буддизме в современном мире |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком анализа роли буддизма в современном мире, его специфических особенностей в отдельных регионах современного мирового пространства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Политические, социально-экономические факторы эволюции буддизма в XX | ||||||
1.1. | Обновленческое движение в буддизме | Лекции | 4 | 1 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Обновленческое движение в буддизме | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Обновленческое движение в буддизме | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы | Лекции | 4 | 1 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений | Лекции | 4 | 1 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений | Сам. работа | 4 | 16 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Специфика современного положения восточноазиатского буддизма | Лекции | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Буддизма в странах традиционного распространения | ||||||
2.1. | Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны | Практические | 4 | 6 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны | Сам. работа | 4 | 9 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). | Лекции | 4 | 1 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. | Лекции | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Буддизм в России | ||||||
3.1. | Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Положение буддизма в современной России | Лекции | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Положение буддизма в современной России | Практические | 4 | 2 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Положение буддизма в современной России | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Экзамен | 4 | 27 | ОК-6, ОПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8. |
Л1.2 | Рокотова, Н. | Основы буддизма : | М. : Директ-Медиа, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385774 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
Л2.2 | Горелов А. А. | История мировой культуры: Учебное пособие | Москва: ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Сокольникова Н.М. | История изобразительного искусства, Том 2: учеб. для пед. вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Буддизм алмазного пути (школа карма-кагью) | www.buddhism.ru | ||
Э2 | Буддийский центр школы Карма кагью | www.mahamudra.ru | ||
Э3 | журнал «Буддизм в России» | www.buddhismofrussia.ru | ||
Э4 | официальный сайт Иволгинского дацана | www.datsan.buryatia.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Буддизм в современном мире» выстроены по региональному принципу, и потому студент обязан знать специфику современной буддийской ситуации в том, либо ином регионе мира и России. Также обучающийся должен быть способным изложить основную проблематику и результаты развития буддизма в XX-XXI веках на примере конкретных стран и регионов. На практических занятиях студент обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных буддийских школ и идеологий на современном этапе развития буддизма. Умение демонстрировать перспективы развития буддийской мысли и общественной практики в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Буддизм в современном мире». Способность студента анализировать роль буддизма в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |