МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Буддизм в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 87
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент , В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Буддизм в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Буддизм в современном мире" являются формирование комплексного представления о положении буддизма в современном мире, отдельных странах и территориях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-1 владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы и перспективы развития буддизма в современном мире; основные принципы собора и обработки научной информации в области истории и распространения буддизма
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать перспективы распространения буддизма в различных регионах современного мира; собирать и анализировать информацию о буддизме в современном мире
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком анализа роли буддизма в современном мире, его специфических особенностей в отдельных регионах современного мирового пространства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политические, социально-экономические факторы эволюции буддизма в XX
1.1. Обновленческое движение в буддизме Лекции 4 1 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Обновленческое движение в буддизме Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Обновленческое движение в буддизме Сам. работа 4 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Лекции 4 1 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Роль политического фактора в трансформации буддизма как религиозной и философской системы Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Лекции 4 1 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Необуддизм. Социальная интерпретация традиционных буддийских положений Сам. работа 4 16 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Специфика современного положения восточноазиатского буддизма Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Буддизма в странах традиционного распространения
2.1. Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны Практические 4 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Специфика современного положения восточноазиатского и центральноазиатского буддизма махаяны Сам. работа 4 9 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Лекции 4 1 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Специфика китайского буддизма. Судьба школ китайского буддизма (тяньтай, хуаянь). Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Школы японского буддизма. Всеяпонская буддийская ассоциация. Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Буддизм в России
3.1. Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Общая оценка религиозной политики советского государства в отношении буддийских организаций Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Положение буддизма в современной России Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Положение буддизма в современной России Практические 4 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Положение буддизма в современной России Сам. работа 4 12 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Экзамен 4 27 ОК-6, ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
Л1.2 Рокотова, Н. Основы буддизма : М. : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.2 Горелов А. А. История мировой культуры: Учебное пособие Москва: ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л2.3 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства, Том 2: учеб. для пед. вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Буддизм алмазного пути (школа карма-кагью) www.buddhism.ru
Э2 Буддийский центр школы Карма кагью www.mahamudra.ru
Э3 журнал «Буддизм в России» www.buddhismofrussia.ru
Э4 официальный сайт Иволгинского дацана www.datsan.buryatia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Буддизм в современном мире» выстроены по региональному принципу, и потому студент обязан знать специфику современной буддийской ситуации в том, либо ином регионе мира и России. Также обучающийся должен быть способным изложить основную проблематику и результаты развития буддизма в XX-XXI веках на примере конкретных стран и регионов.
На практических занятиях студент обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных буддийских школ и идеологий на современном этапе развития буддизма. Умение демонстрировать перспективы развития буддийской мысли и общественной практики в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Буддизм в современном мире». Способность студента анализировать роль буддизма в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.