МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в религиоведческую науку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Введение в религиоведческую науку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение различных аспектов развития религии как социокультурного феномена общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-1 владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории происхождения религии; основные приемы построения научной работы в области религиоведения
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные критерии религиоведческого знания необходимые для ведения аналитической работы в области религиоведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа роли религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, образования и политику; выстраивания коммуникации с представителями различных религиозных традиций основываясь на знаниях в области религиоведческой науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен
1.1. Формирование религиоведения как научной дисциплины Лекции 1 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Формирование религиоведения как научной дисциплины Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Научное осмысление генезиса и эволюции религии Практические 1 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Научное осмысление генезиса и эволюции религии Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Проблема определения религии Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Научное осмысление генезиса и эволюции религии. Психологические концепции Практические 1 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Научное осмысление генезиса и эволюции религии. Психологические концепции Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Научное осмысление религии Практические 1 4 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Научное осмысление религии Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Классификации религиоведческих дисциплин в истории науки Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Роль религиозного института в обществе
2.1. Функционирование религии в обществе Практические 1 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Функционирование религии в обществе Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Религия и формы ее организации Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Религия и формы ее организации Практические 1 2 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Религия и формы ее организации Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по религиоведению verigi.ru
Э2 Журнал "Религиоведческие исследования" rrs-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Введение в релгиоведческую науку" знакомит студентов направления религиоведение с основами профессиональной деятельности. В лекционных и практических занятиях студент должен познакомится с теоретическимим основами в области религиоведческой науки, ведущими исследователями и классиками мировой религиоведческой мысли. Студент осваивает классификацию религиозных систем, знакомится с принципами ее приминения в развитии релииведческой науки. Задачей студента является обрисовать поблемное поле современной религиоведческой науки и наметить свою роль, как будущего специалиста в формировании религиоведческого знания. Ответы на практических занятиях требуют критической оценки, и выражения собственной позиции по изученной теме.
В ходе лекционных занятий рекомендуется вести конспект учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе проведения практических занятий по дисциплине студенты должны изучить предложеннное задание. Практические занятия проводятся с использованием: дискуссии, презентационного доклада.
Доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса. Доклады направлены на более глубокое изучение лекционного материала.
Целью самостоятельной работы, как неотъемлемой части учебного процесса является овладение фундаментальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками по профилю будущей специальности.В рамках самостоятельной работы студент самостоятельно находит и изучает литературу по заявленным темам, конспектирует изученный материал и предоставляет для проверки преподавателю.