Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов
1.1. | Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР. Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степь влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
УК-5 | Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-4 | Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-3 | Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | иметь целостное представление о народонаселении Китая, его материальной, социальной и духовной культуре; уметь оперировать научно-понятийным и категориальным аппаратом по данному курсу. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития КНР на современном этапе с учетом особенностей материаильной и духовной культуры его народов; организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс «Этнология Китая». | ||||||
1.1. | Введение в курс «Этнология Китая». | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | ||||||
2.1. | Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. | ||||||
3.1. | Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. | ||||||
4.1. | Материальная культура китайского народа. | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. | Практические | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Духовная культура китайцев. | ||||||
5.1. | Духовная культура китайцев. | Практические | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. | ||||||
6.1. | Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Этническое самосознание и менталитет китайцев. | ||||||
7.1. | Этническое самосознание и менталитет китайцев | Лекции | 2 | 4 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Работа над рефератом по теме «Этническая характеристика национальных меньшинств КНР». | Сам. работа | 2 | 32 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 8. Национальные меньшинства Китая. | ||||||
8.1. | Национальные меньшинства Китая. | Практические | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
8.2. | Подготовка к итоговой аттестации | Сам. работа | 2 | 32 | УК-5, ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования. 2. Физико-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов народов Китая. 3. Антропологический состав и этнолингвистическая характеристика населения КНР. 4. Формирование этнической общности древних китайцев. 5. Древние китайцы в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.). 6. «Великое переселение народов» и судьба древнекитайского этноса. 7. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). 8. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени (XIII-XIX вв). 9. Северная и южная национальная китайская кухня. 10. Традиционная одежда китайцев. 11. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй. 12. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка. 13. Погребальный обряд китайцев и его связь с конфуцианской моралью. 14. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла. 15. Общественное устройство традиционного Китая: семья, клан, соседская община. 16. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества. 17. Китайские народные верования и культы. 18. Устное народное творчество китайского народа. 19. Этническая психология и национальный характер китайцев. 20. Музыкальное творчество и музыкальные инструменты китайского народа. 21. Китайские традиционные художественные ремесла. 22. Этническое самосознание китайцев: основные этапы развития и их характеристика. 23. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР. 24. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР. 25. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР. 26. Традиционная культура монгольских народов КНР, 27. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР. 28. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Кантонская кухня 2.Сычуаньская кухня 3. Кухни Синьцзяна и тибета 4. Северо-восточная кухня (东北菜) 5. Традиционная обрядность жизненного цикла. 6. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени. 7. Обряды первого года жизни и переход ребенка в мир взрослых. 8. Сватовство и свадьба. 9. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладби 10. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла. 11. Обряды, связанные с миром живых и мертвых. 12. Календарные праздники. 13. Календарные обряды императорского двора. 14. Праздники и хозяйственные циклы китайского земледельца. 15. Традиционные праздники в современном Китае. 16. Семья и клан. Клановые хроники и уставы. 17. Цехи и землячества. Тайные общества. 18. Положение женщины и система воспитания детей. 19. Происхождение китайских фамилий. Современные фамилии в Китае. 20. Семантика китайских имен. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования. Понятийные и категориальный аппарат. 2. Физико-географическая характеристика и административно-территориальное устройство КНР. 3. Антропологический состав населения КНР. 4. Хозяйственно-культурные типы народов Китая. 5. Этнодемографическая характеристика КНР. 6. Этнолингвистическая характеристика КНР. 7. Формирование этнической общности древних китайцев. 8. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.). 9. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.). 10. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху центральзованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.). 11. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.) 12. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.) 13. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.) 14. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в средние века (VII-XIII вв.). 15. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в средние века (VII-XIII вв.). 16. Материальная и духовная культура китайцев в средние века (VII-XIII вв.). 17. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв). 18. Материальная и духовная культура китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв). 19. Северная и южная национальная китайская кухня. 20. Традиционная одежда китайцев. 21. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй. 22. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка. 23. Погребальный обряд и его связь с конфуцианской моралью. 24. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла. 25. Общественное устройство: семья, клан, соседская община. 26. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества. 27. Китайские народные верования и культы. 28. Устное народное творчество китайского народа. 29. Музыкальное творчество китайского народа. 30. Китайские традиционные художественные ремесла. 31. Этническое самосознание китайцев в период централизованных империй. 32. Этническое самосознание китайцев в эпоху «Великого переселения народов». 33. Этническое самосознание китайцев в средневековый период. 34. Этническое самосознание китайцев на рубеже средневековья и нового времени. 35. Национальные меньшинства Китая, численность, расселение. Межэтнические проблемы в КНР. 36. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР. 37. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР. 38. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР. 39. Традиционная культура монгольских народов КНР. 40. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР. 41. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. | ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина | Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Т.А. Титовой | Этнология: учебник | Издательство КФУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
Э2 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «Этнография Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, культуры Китая, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 Общая сумма баллов и итоговая оценка 49 баллов и менее - «незачет» . 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки |