МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнопсихология народов региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнопсихология народов региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР.
Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степень влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и и этическую ответственность за принятые решения
ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОПК-4 способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о народонаселении Китая, его материальной, социальной и духовной культуре; научно-понятийный и категориальный аппарат по данному курсу
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития КНР на современном этапе с учетом особенностей материальной и духовной культуры его народов; навыками организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи этнопсихологии
1.1. Предмет и задачи этнопсихологии Лекции 2 2 ОК-2, ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации
2.1. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации Лекции 2 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Этнопсихологические «архетипы» и черты «восточности» и «западничества» в европейской цивилизации Практические 2 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Составление словаря терминов и понятий по теме курса Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах
3.1. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах Лекции 2 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Механизм функционирования и проявления этнопсихологических феноменов в восточных социумах Практические 2 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Составление словаря терминов и понятий по теме курса Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Этнопсихология китайской цивилизации.
4.1. Этнопсихология китайской цивилизации. Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций и стереотипы мироощущения монголо-тибетского (ламаистского) мира
5.1. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций и стереотипы мироощущения монголо-тибетского (ламаистского) мира Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Этнопсихологические особенности кочевых цивилизаций и стереотипы мироощущения монголо-тибетского (ламаистского) мира Практические 2 4 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Составление словаря терминов и понятий по теме курса Сам. работа 2 6 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Этнопсихологический облик индийской цивилизации.
6.1. Этнопсихологический облик индийской цивилизации. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Этнопсихологический облик буддийской цивилизации.
7.1. Этнопсихологический облик буддийской цивилизации. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Этнопсихологический облик буддийской цивилизации. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.3. Составление словаря терминов и понятий по теме курса Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания.
8.1. Культурное наследие и проблемы межцивилизационного взаимопонимания. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.2. Подготовка исследовательской работы «Формирование и развитие этнопсихологических особенностей народов КНР». Сам. работа 2 22 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
8.3. Подготовка в зачету Сам. работа 2 36 ОК-4, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Национальные черты народов Китая (на выбор студента).
2. Этнопсихологические особенности семейных отношений в китайском обществе.
3. Специфика воспитания детей в китайском обществе.
4. Хозяйственно-культурная характеристика китайского этноса
5. Образ «чужого» в китайском мировосприятии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева Н.М. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мандель Б. Р. Этнопсихология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.