МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вероучительная литература
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Вероучительная литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является специализированная и целенаправленная подготовка студентов в области изучения и анализа вероучительных тестов, а также формирование представлений о вероучительном тексте как системе вероучительного знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира
ОПК-6: способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ПК-2: способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности постижения религиозного опыта в различных религиях тексте; содержание основных священных текстов религий мира; парадигмы религиозной антропологии
3.2.Уметь:
3.2.1.установить функциональное назначение текста в конфессии и выделить в нем основные принципы религиозного и исторического знания; использовать научную литературу при анализе и осмыслении вероучительной литературы; использовать научную литературу при анализе и осмыслении вероучительной литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обобщить результаты полученные путем анализа религиозных текстов; анализа вероучительных текстов; сопоставления доктринальных положений вероучительного текста с целю определения специфики религиозного опыта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика отражения теоретико-догматических положений религиозных традиций
1.1. Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания Лекции 3 1 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.5
1.2. Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания Практические 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
1.3. Вероучительная литература как одно из направлений теологического знания Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Раздел 2. Формирование вероучительного текста в эпоху древнего мира
2.4. Вероучительные тексты Древнего мира Практические 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
2.5. Вероучительные тексты Древнего мира Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Раздел 3. Структура и формирование канона вероучительных текстов в буддизме
3.6. Вероучительные тексты в ведийской традиции Лекции 3 1 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
3.7. Вероучительные тексты в ведийской традиции Практические 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
3.8. Вероучительные тексты в ведийской традиции Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Раздел 4. Структура и содержание вероучительных текстов в конфуцианстве
4.9. Сакральные тексты конфуцианства Практические 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
4.10. Сакральные тексты конфуцианства Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Раздел 5. Формирование вероучительной традиции даосизма
5.11. Сакральная литература даосизма Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
5.12. Сакральная литература даосизма Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.8
5.13. Сакральная литература даосизма Сам. работа 3 8 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.8
Раздел 6. Специфика интерпретативных технологий в буддизме
6.14. Вероучительный текст, его понимание и истолкование в буддизме Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.8
6.15. Вероучительный текст, его понимание и истолкование в буддизме Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.8
Раздел 7. Формирование канона вероучительных текстов в исламской традиции
7.16. Вероучительная литература ислама Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.8
7.17. Вероучительная литература ислама Практические 3 8 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8
7.18. Вероучительная литература ислама Сам. работа 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. И. Н. Яблоков История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
Л1.2 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/filosofiya-religii-ontologiya-religii-v-2-ch-chast-1-416947
Л1.3 Медведев А. В. Библия как памятник культуры: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EC63EA1C-9B80-4269-B0EC-FE28A89B8CD3.
Л1.4 Под редакцией: Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов, Ч. 11. Книга пророка Иезекииля: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=75251
Л1.5 Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F2530AE1-CFF5-4916-9A3E-B64881769218.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
Л2.4 ред.: О. Голосова, Д. Болотина ; отв. за вып. Н. Балукова История мировых религий. Буддизм. Христианство. Ислам. Иудаизм: хрестоматия Вече, 2014
Л2.5 Рокотова, Н. Основы буддизма : М. : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385774
Л2.6 Ислам : культура, история, вера: Москва: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=441773
Л2.7 Крымский А. Е. История мусульманства : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2BB9F6D1-9B7B-44D4-9313-4029A16E0C37.
Л2.8 Ольденбург С. С. Конфуций. Будда Шакьямуни : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5E247231-E334-405D-A947-C481ADC13154.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/_INDEX_RELIG.php
Э2 Сайт источников и литературы по изучению восточной философии http://www.philosophy.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать