Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.02. Регионоведение России |
Профиль | Региональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является знакомство учащихся с историей и современным состоянием развития взаимодействия регионов России и сопредельных государств. Знание международного законодательства и конституционных основ государственого устройства Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-4 | способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений |
ОПК-5 | способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира |
ПК-7 | способностью представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умение создать позитивный имидж региона при публичном выступлении |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовые и организационные основы системы политического и экономического регулирования в РФ; роль государственной службы в защите национальных интересов России; методы и методологию социально-экономического анализа развития государства; особенности развития регионов России с учетом этнопсихологических, этноконфессиональных, экономических особенностей региона |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать роль федеральных и региональных органов в защите национальных интересов России; определять функции федеральных и региональных органов по обеспечению экономической безопасности РФ; определять эффективность методик экономического и политического прогнозирования России и различных регионов мира; определять эффективные сценарии развития гражданского общества с учетом этнокультурных, этноконфессиональных и этнопсихологических параметров, определяющих менталитет населения России и различных ее регионов; представлять регионы Российской Федерации в публичных выступлениях с учетом исторических особенностей отдельного региона, уметь отстаивать свою точку зрения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализировать основные тенденции развития экономик РФ и стран мира для принятия социально значимых политических решений в управлении отдельными регионами страны; навыком выявления критериев влияющих на менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира; навыком использования имиджевых технологий для представления регионов России на международной арене и формирования положительного имиджа региона |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства | ||||||
1.1. | Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Конституционная основа государственного устройста РФ | Практические | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Конституционная основа государственного устройста РФ | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов | ||||||
2.1. | Общее понятие процесса. Дефиниция П. Сорокина. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Проблема объективности социальных процессов. Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Современные социально-демографические процессы в РФ. | Практические | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Современные социально-демографические процессы в РФ. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики | ||||||
3.1. | Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | История государственного управления России | Практические | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | История государственного управления России | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России | ||||||
4.1. | Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. | Практические | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации | ||||||
5.1. | Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Россия и сопредельные государства | ||||||
6.1. | Распад СССР. Создание надгосударственных образований на территории бывшего СССР | Лекции | 1 | 1 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.3. | Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии | Сам. работа | 1 | 11 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-4, ОПК-5, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев | Регионоведение: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Зубенко В.В. | Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/1E614BBD-3FF7-4302-B8F8-7D4BD36AF782. |
Л1.3 | Дробот Г.А. | Мировая политика : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/2C38CF81-4591-4A07-A750-4F0426911595. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. Г. Дугин | Геополитика: учеб. пособие для вузов | М.: Гаудеамус, 2011 | |
Л2.2 | Жириновский, Владимир Вольфович | Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого | М. : [ЛДПР] , 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституция Российской Федерации | www.constitution.ru | ||
Э2 | Шанхайская организация сотрудничества | www.infoshos.ru | ||
Э3 | Портал внешнеэкономической информации | www.ved.gov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |