МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Взаимодействие регионов России и сопредельных государств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент , Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Взаимодействие регионов России и сопредельных государств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является знакомство учащихся с историей и современным состоянием развития взаимодействия регионов России и сопредельных государств. Знание международного законодательства и конституционных основ государственого устройства Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений
ОПК-5 способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира
ПК-7 способностью представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умение создать позитивный имидж региона при публичном выступлении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и организационные основы системы политического и экономического регулирования в РФ; роль государственной службы в защите национальных интересов России; методы и методологию социально-экономического анализа развития государства; особенности развития регионов России с учетом этнопсихологических, этноконфессиональных, экономических особенностей региона
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать роль федеральных и региональных органов в защите национальных интересов России; определять функции федеральных и региональных органов по обеспечению экономической безопасности РФ; определять эффективность методик экономического и политического прогнозирования России и различных регионов мира; определять эффективные сценарии развития гражданского общества с учетом этнокультурных, этноконфессиональных и этнопсихологических параметров, определяющих менталитет населения России и различных ее регионов; представлять регионы Российской Федерации в публичных выступлениях с учетом исторических особенностей отдельного региона, уметь отстаивать свою точку зрения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать основные тенденции развития экономик РФ и стран мира для принятия социально значимых политических решений в управлении отдельными регионами страны; навыком выявления критериев влияющих на менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира; навыком использования имиджевых технологий для представления регионов России на международной арене и формирования положительного имиджа региона

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Конституционная основа государственного устройста РФ Практические 1 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Конституционная основа государственного устройста РФ Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов
2.1. Общее понятие процесса. Дефиниция П. Сорокина. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Проблема объективности социальных процессов. Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Современные социально-демографические процессы в РФ. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Современные социально-демографические процессы в РФ. Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики
3.1. Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. История государственного управления России Практические 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. История государственного управления России Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Минимальные социальные гарантии, государственные социальные стандарты. Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Россия и сопредельные государства
6.1. Распад СССР. Создание надгосударственных образований на территории бывшего СССР Лекции 1 1 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии Практические 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Имидж государства. Имидж субъектов РФ. Имиджевые технологии Сам. работа 1 11 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Экзамен 1 27 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Зубенко В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1E614BBD-3FF7-4302-B8F8-7D4BD36AF782.
Л1.3 Дробот Г.А. Мировая политика : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2C38CF81-4591-4A07-A750-4F0426911595.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Г. Дугин Геополитика: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2011
Л2.2 Жириновский, Владимир Вольфович Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого М. : [ЛДПР] , 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституция Российской Федерации www.constitution.ru
Э2 Шанхайская организация сотрудничества www.infoshos.ru
Э3 Портал внешнеэкономической информации www.ved.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.