Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму» является проведение системного теоретического анализа российского законодательства по преодолению экстремизма и выявление практических рекомендаций по различным аспектам аналитического обеспечения борьбы с экстремизмом. Сформировать у студентов навыки прогнозирования и профилактики экстремизма в различных социальных средах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-4 | способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира |
ОПК-6 | способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии |
ПК-2 | способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | международно-правовое определение экстремистской и террористической деятельности; основные подходы к определению межэтнической и межконфессиональной напряженности; социально-психологические аспекты противодействия терроризму; специфику научных подходов, исследующих приоритеты государственного развития; критерии, характеризующие уровень развития гражданского общества, специфику гражданской инициативы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать юридическое определение в России экстремистской и террористической деятельности; исследовать юридические определения в США экстремистской и террористической деятельности; составлять справочно-библиографические ресурсы по основным разделам курса; определять эффективность методик миграционного и политического прогнозирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью применять теоретические знания для анализа государственно-правовой действительности; способностью совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер правовой деятельности; методикой проведение комплексных исследований, направленных на изучение этнорелигиозной напряженности в отдельных регионах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и исторические основания экстремизма | ||||||
1.1. | Экстремизм в контексте языка и культуры | Лекции | 3 | 1 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Понятия «террор» и «терроризм» в социально-политической мысли. | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Развитие радикальных религиозных идеологий | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Развитие радикальных религиозных идеологий | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире | ||||||
2.1. | Экстремизм: правовые основы противодействия | Лекции | 3 | 1 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. | Практические | 3 | 10 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе | ||||||
3.1. | Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | «Терроризм и противодействие терроризму» | Практические | 3 | 6 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | «Терроризм и противодействие терроризму» | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению | ||||||
4.1. | Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. | Практические | 3 | 8 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 | Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы докладов: 1. Теоретические и исторические основания терроризма 2. Терроризм в контексте языка и культуры 3. История терроризма в России 4. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции 5. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире 6. Терроризм: правовые основы противодействия 7. Последствия терроризма для финансового сектора 8. Регионалистика терроризма 9. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе 10. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте 11. Психологическая подготовка специалистов, участвующих в проведении антитеррористических операций 12. Журналистика и СМИ в условиях противостояния терроризму 13. Страхование рисков террористических актов 14. Стратегии и методики обеспечения антитеррористической готовности современного государства в информационную эпоху 15. Психология межэтнической напряжённости 16. Социально-психологические аспекты противодействия терроризму 17. Клинические аспекты психологии терроризма и антитеррористической деятельности 18. Методологические проблемы психологии терроризма и контртеррористической деятельности 19. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Узденов Р.М. | Уголовно-правовое противодействие терроризму и экстремизму: учебное пособие: | Ставрополь: СКФУ,, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Томалинцев В.Н. | Социальная экстремология: хрестоматия: | Санкт-Петербург: Алетейя, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | А. В. Мартыненко | Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко: | М. : Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Методика расследования преступлений экстремистской направленности: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, 2021 | biblioclub.ru | |
Л2.2 | Султанов А. Р. | Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика: | Москва: Статут, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Красиков В. И. | В экстриме : междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания: : | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Осадчий М | Правовой самоконтроль оратора: | Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Казаков А.А., Максимова С.Г. | Социализация молодежи и профилактика экстремизма в молодежной среде.: Монография | Барнаул, 2023 | |
Л2.6 | Градусова М.М. | Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: | Издательство АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство Внутренних Дел Российской Федерации | https://мвд.рф/ | ||
Э2 | Московское бюро по равам человека | pravorf.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности. Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика. Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции. Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их. После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования. В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам. При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск. Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом). |