МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная политика в сфере противодействия экстремизму
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Государственная политика в сфере противодействия экстремизму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму» является проведение системного теоретического анализа российского законодательства по преодолению экстремизма и выявление практических рекомендаций по различным аспектам аналитического обеспечения борьбы с экстремизмом. Сформировать у студентов навыки прогнозирования и профилактики экстремизма в различных социальных средах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира
ОПК-6: способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ПК-2: способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.международно-правовое определение экстремистской и террористической деятельности; основные подходы к определению межэтнической и межконфессиональной напряженности; социально-психологические аспекты противодействия терроризму; специфику научных подходов, исследующих приоритеты государственного развития; критерии, характеризующие уровень развития гражданского общества, специфику гражданской инициативы

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать юридическое определение в России экстремистской и террористической деятельности; исследовать юридические определения в США экстремистской и террористической деятельности; составлять справочно-библиографические ресурсы по основным разделам курса; определять эффективность методик миграционного и политического прогнозирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью применять теоретические знания для анализа государственно-правовой действительности; способностью совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер правовой деятельности; методикой проведение комплексных исследований, направленных на изучение этнорелигиозной напряженности в отдельных регионах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и исторические основания экстремизма
1.1. Экстремизм в контексте языка и культуры Лекции 3 1 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
1.2. Понятия «террор» и «терроризм» в социально-политической мысли. Практические 3 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
1.3. Развитие радикальных религиозных идеологий Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
1.4. Развитие радикальных религиозных идеологий Сам. работа 3 9 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
Раздел 2. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире
2.5. Экстремизм: правовые основы противодействия Лекции 3 1 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
2.6. Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. Практические 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
2.7. Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. Сам. работа 3 9 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
Раздел 3. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе
3.8. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
3.9. «Терроризм и противодействие терроризму» Практические 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
3.10. «Терроризм и противодействие терроризму» Сам. работа 3 9 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
Раздел 4. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению
4.11. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
4.12. Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. Практические 3 8 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6
4.13. Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. Сам. работа 3 9 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:
1. Теоретические и исторические основания терроризма
2. Терроризм в контексте языка и культуры
3. История терроризма в России
4. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции
5. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире
6. Терроризм: правовые основы противодействия
7. Последствия терроризма для финансового сектора
8. Регионалистика терроризма
9. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе
10. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте
11. Психологическая подготовка специалистов, участвующих в проведении антитеррористических операций
12. Журналистика и СМИ в условиях противостояния терроризму
13. Страхование рисков террористических актов
14. Стратегии и методики обеспечения антитеррористической готовности современного государства в информационную эпоху
15. Психология межэтнической напряжённости
16. Социально-психологические аспекты противодействия терроризму
17. Клинические аспекты психологии терроризма и антитеррористической деятельности
18. Методологические проблемы психологии терроризма и контртеррористической деятельности
19. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению

5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Мартыненко Профилактика экстремизма в молодежной среде : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9F3026F1-C954-40D4-863F-D371F5A433FD.
Л1.2 Томалинцев В.Н. Социальная экстремология: хрестоматия: Санкт-Петербург: Алетейя, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439395
Л1.3 Узденов Р.М. Уголовно-правовое противодействие терроризму и экстремизму: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=467405
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Градусова М.М. Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: Издательство АлтГУ, 2010
Л2.2 Казаков А.А., Максимова С.Г. Социализация молодежи и профилактика экстремизма в молодежной среде.: Монография Барнаул, 2013
Л2.3 Красиков В. И. В экстриме : междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания: : Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=274416
Л2.4 Осадчий М Правовой самоконтроль оратора: Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=279779
Л2.5 Эриашвили Н.Д. Методика расследования преступлений экстремистской направленности: учебное пособие: Москва: Юнити-Дана, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439599
Л2.6 Султанов А. Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика: Москва: Статут, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=450539
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московское бюро по равам человека http://pravorf.org/index.php/news/1204-o-strategii-protivodejstviya-ekstremizmu-v-rossijskoj-federaczii-do-2025-goda
Э2 Министерство Внутренних Дел Российской Федерации https://мвд.рф/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования. В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом).