МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная политика в сфере противодействия экстремизму

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Государственная политика в сфере противодействия экстремизму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму» является проведение системного теоретического анализа российского законодательства по преодолению экстремизма и выявление практических рекомендаций по различным аспектам аналитического обеспечения борьбы с экстремизмом. Сформировать у студентов навыки прогнозирования и профилактики экстремизма в различных социальных средах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-4 способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений
ПК-5 способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.международно-правовое определение экстремистской и террористической деятельности; основные подходы к определению межэтнической напряженности; социально-психологические аспекты противодействия терроризму. специфику научных подходов, исследующих приоритеты государственного развития. критерии, характеризующие уровень развития гражданского общества, специфику гражданской инициативы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать юридическое определение в России экстремистской и террористической деятельности; исследовать юридические определения в США экстремистской и террористической деятельности; составлять справочно-библиографические ресурсы по основным разделам курса; определять эффективность методик миграционного и политического прогнозирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения теоретических знаний для анализа государственно-правовой действительности; способностью совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер правовой деятельности; методикой написания обзоров научной литературы по основным разделам курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и исторические основания экстремизма
1.1. Экстремизм в контексте языка и культуры Лекции 3 1 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятия «террор» и «терроризм» в социально-политической мысли.Развитие радикальных религиозных идеологий Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Развитие радикальных религиозных идеологий Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятия «террор» и «терроризм» в социально-политической мысли.Развитие радикальных религиозных идеологий Сам. работа 3 9 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире
2.1. Экстремизм: правовые основы противодействия Лекции 3 1 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. Практические 3 10 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Структура и деятельность экстремистских религиозных организаций. Сам. работа 3 9 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе
3.1. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. «Терроризм и противодействие терроризму» Практические 3 6 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. «Терроризм и противодействие терроризму» Сам. работа 3 9 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению
4.1. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом Лекции 3 2 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. Практические 3 8 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Деятельность радикальных религиозных организаций. Международная практика борьбы с радикализмом. Сам. работа 3 9 ОК-2, ОК-4, ПК-5 Л2.6, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Узденов Р.М. Уголовно-правовое противодействие терроризму и экстремизму: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ,, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Томалинцев В.Н. Социальная экстремология: хрестоматия: Санкт-Петербург: Алетейя, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 А. В. Мартыненко Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко: М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Методика расследования преступлений экстремистской направленности: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2021 biblioclub.ru
Л2.2 Султанов А. Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика: Москва: Статут, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Красиков В. И. В экстриме : междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания: : Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Осадчий М Правовой самоконтроль оратора: Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Казаков А.А., Максимова С.Г. Социализация молодежи и профилактика экстремизма в молодежной среде.: Монография Барнаул, 2023
Л2.6 Градусова М.М. Националистический и религиозный векторы в экстремизме и терроризме: Издательство АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство Внутренних Дел Российской Федерации https://мвд.рф/
Э2 Московское бюро по равам человека pravorf.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования. В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом).