МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное и муниципальное управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Государственное и муниципальное управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является формирование системы знаний о структуре и основах функционирования системы государственного муниципального управления. Курс ориентирует студентов на углубленное изучение основ государственного управления - общенаучных, методологических, нормативно-правовых, организационных. Способствует пониманию генезиса и становления российской системы государственного управления. В рамках курса студенты должны изучить теоретические основы построения системы регионального и муниципального управления, структуру и функции органов государственного управления РФ; изучить основы функционирования системы при государственном регулировании экономики, управлении государственным имуществом, социальной и другими сферами

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью выделять общее и специфическое в развитии России
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы деятельности органов власти; традиции, на которые опирается система управления и черпает опыт; современные организационные основы регионального и муниципального управления: федеральные комплексные программы, формы и методы работы властных структур
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять специфические особенности управленческой деятельности на территории России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа процессов развития системы регионального управления в условиях России; навыками анализа развития российского законодательства в области государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды и методы государственного и муниципального управления.
1.1. Структура органов региональной власти Лекции 6 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Социокультурное регионоведение Практические 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Социокультурное регионоведение Сам. работа 6 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Региональное управление
2.1. Развитие местного самоуправления Лекции 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Социально-политическая система региона Практические 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Социально-политическая система региона Сам. работа 6 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Порядок принятия вступления в силу нормативных актов
3.1. Практическая деятельность органов власти по реализации государственной политики Лекции 6 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Макро и микро социальные характеристики региона Практические 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Макро и микро социальные характеристики региона Сам. работа 6 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Управление народнохозяйственными комплексами и отраслями
4.1. Отрасли народно-хозяйственного комплекса региона Лекции 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Научно-исследовательская парадигма регионоведения Практические 6 8 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Научно-исследовательская парадигма регионоведения Сам. работа 6 17 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Система управления государственным имуществом
5.1. Региональная специфика объектов государственного имущества Лекции 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Информационные базы регионоведения и их специфика Практические 6 6 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Информационные базы регионоведения и их специфика Сам. работа 6 12 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Государственная система социальной защиты населения
6.1. Система социальной защиты населения в Российской Федерации Лекции 6 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Система социальной защиты населения в Российской Федерации Сам. работа 6 18 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Экзамен 6 27 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник М., Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Прокофьев С. Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник М.: Проспект, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.