Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | формирование целостной системы представлений о диалоге религиозных и нерелигиозных миросозерцаний; познакомить студентов с многообразием видов и типов мировоззрений: философским, научным, мифологическим; научить проводить анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога; выявить сущностные проблемы Абсолюта, человека, общества, морали, искусства в религиозном и нерелигиозном мировоззрении; определить ценностные основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; рассмотреть проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога; научить выявлять этические, эстетические, культурологические общественно-политические основы диалога; способствовать формированию толерантной культуры личности; изучить особенности коммуникационного пространства в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных этапах развития мировоззренческих вопросов; о подходах в теории диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; происхождение, сущность и функции диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; об актуальных проблемах диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять работу (сбор и анализ) с информацией для подготовки текста исследования по религиозной проблематике; выявлять социальные, этические, конфессиональные и культурные различия отдельного индивида и социума в целом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком вести научно-исследовательскую работу в области коммуникативных возможностей диалога мировоззрений; навыками выступления на конференциях и представлением докладов; навыками толерантного восприятия социальных, этических, конфессиональных и культурных различий членов отдельного коллектива, для решения прикладных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в «Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений» | ||||||
1.1. | Введение в предмет | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.2. | Введение в предмет | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 2. Типы мировоззрений и их содержание | ||||||
2.1. | Особенности мифологического мировоззрения | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.2. | Особенности мифологического мировоззрения | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.3. | Особенности обыденного мировоззрения | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.4. | Особенности обыденного мировоззрения | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.5. | Особенности обыденного мировоззрения | Сам. работа | 5 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.6. | Особенности философского мировоззрения | Практические | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.7. | Особенности философского мировоззрения | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.8. | Особенности научного мировоззрения | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.9. | Особенности научного мировоззрения | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.10. | Особенности научного мировоззрения | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.11. | Особенности религиозного мировоззрения | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.12. | Особенности религиозного мировоззрения | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 3. Логика концептуализациий в различных типах мировоззрения | ||||||
3.1. | Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.2. | Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.3. | Проблема Абсолюта в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.4. | Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.5. | Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.6. | Общество в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.7. | Общество в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.8. | Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.9. | Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.10. | Мораль в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях | Сам. работа | 5 | 5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.11. | Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.12. | Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.13. | Коммуникационное пространство в религиозном и нерелигиозном мировоззрении | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.14. | Проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога | Лекции | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.15. | Проблемы насилия и ненасилия в религиозных и нерелигиозных теориях и практиках установления диалога | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 4. Теория и практика диалога | ||||||
4.1. | Диалог. Проблемы диалога мировоззрений | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.2. | Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений | Лекции | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.3. | Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.4. | Язык Диалога. Уважение, толерантность, ответственность как основа диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений | Сам. работа | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.5. | Диалог в религиозной сфере | Лекции | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.6. | Диалог в религиозной сфере | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.7. | Диалог в религиозной сфере | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.8. | Диалог в культурной сфере | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.9. | Диалог в культурной сфере | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.10. | Диалог в общественно-политической сфере | Лекции | 5 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.11. | Диалог в общественно-политической сфере | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.12. | Экзамен | 5 | 27 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федулов Ю. К. | Управление общественными отношениями: учеб. пособие | М.: Вузовский учебник, 2009 | |
Л2.2 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | П. С. Гуревич. | Этика : учебник для бакалавров : | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/6086AE4A-9552-46A0-BAB1-902193D1504E |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека объединяющая книги посвященные богословским проблемам | bogoslov.ru | ||
Э2 | библиотека философского факультета МГУ | philosophy.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс "Диалог религиозного и не религиозного мировоззрения" рассчитан на 1 семестр. В рамках дисциплины студенты знакомятся с особенностями религиозного и не религиозного мировоззрения; рассматривают особенности взаимодействия и конфронтации данных мировоззрений на разных исторических эатапах. Учебная деятельность студента состоит из аудиторной работы и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Диалог религиозного и не религиозного мировоззрения» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений. Самостоятельная работа студента с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При работе с источниками и литературой студенту необходимо: 1. Определиться с выбором источников и литературы. Правильный вариант рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. 2. При изучении материала следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего – т.е. в такой степени, чтобы студент мог объяснить изученный материал своими словами. 3. Особое внимание следует обратить на основные понятия курса и новые, незнакомые слова и определения. 4. Необходимо вести записи во время изучения источников и литературы. 5. Желательно выписывать выходные данные по изучаемым книгам. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение выступлений совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. |