МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ислам в современном мире
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Ислам в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является ознакомление студентов с процессом формирования и развития религиозных идеологий, появившихся на почве ислама в XX веке, раскрыть теологические и идеологические основы «религиозного экстремизма и терроризма», рассмотреть региональные особенности и политическую подоплеку экстремистских движений от «Хамас» до «Аль-Каиды».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-2: способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины, место и характер распространения радикальных исламских идеологий в современном мире; основные методы анализа религиозного опыта в мусульманской традиции
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы религиоведения, политологии, юриспруденции для анализа деятельности исламских группировок; выявлять особенности развития религиозного опыта в современных мусульманских течениях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа источников исламского вероучения с целью определения процессов эволюции и радикализации вероучения; навыком анализа перспектив развития духовной традиции современного ислама

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вероучительные доктрины о политических способах государственного устройства
1.1. Религиозно-политическая роль ислама в современном мире Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
1.2. Возникновение политизированных исламских группировок Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
1.3. Возникновение политизированных исламских группировок Сам. работа 3 14 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
Раздел 2. Теоритико-догматические основы исламизма и панислазма
2.4. Идеология исламизма и её территориальная специфика Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
2.5. Развитие и укрепление исламских организаций во второй половине XX вв. Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
2.6. Развитие и укрепление исламских организаций во второй половине XX вв. Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
Раздел 3. Течения политического ислама
3.7. Салафизм и джихадизм, как формы политической идеологии Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
3.8. Идейные основы современного исламизма Практические 3 6 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
3.9. Идейные основы современного исламизма Сам. работа 3 12 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
3.10. Исламская идеология и политическая практика Практические 3 2 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.6
3.11. Исламская идеология и политическая практика Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.6
Раздел 4. Влияние международного политического процесса на уровень радикализации исламских движений
4.12. Исламистские движения Лекции 3 2 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
4.13. Идеология исламизма в XXI веке Практические 3 6 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6
4.14. Идеология исламизма в XXI веке Сам. работа 3 10 ОК-3, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 https://biblio-online.ru/book/3AFB46E2-A3C4-4D86-BA91-C050CFA7B401/religiovedenie
Л1.2 Корольков К.В. Ислам на Кавказе: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=457980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник М: Норма, 2005
Л2.4 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.5 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
Л2.6 Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. : М. : Издательство Юрайт, 2018. , 2018 www.biblio-online.ru/book/E45786DF-3AD9-4A1F-8181-73C25F0870BB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт источников и литературы по изучению современного ислама http://www.perspektivy.info/misl/idea/politicheskij_islam_v_sovremennom_musulmanskom_mire_2007-10-04.htm
Э2 Институт научной информации по общественным наукам http://www.inion.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать