Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 17,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 12 | 12 | 22 | 22 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Сам. работа | 42 | 42 | 49 | 49 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Историческая психология» освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления гуманитарных исследований |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-9 | способностью учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов России |
ПК-25 | владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные тенденции развития и базовые категории исторической психологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать принципы, законы и методы Исторической психологии для решения профессиональных задач, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализировать исторические проблемы и процессы с методологических позиций исторической психологии, представлять свои итоги исследования при выступлениях или письменных работах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историческая психология, как наука | ||||||
1.1. | Общая храктеристика "Исторической психологии" как науки | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.2. | Введение в «Историческую психологию». | Практические | 4 | 4 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.3. | История становления и развития «Исторической психологии» | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.4. | Специальные историко-психологические теории | Практические | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.5. | Междисциплинарность и интеграция истории и психологии | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.6. | Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк Блок | Практические | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.7. | Основные проблемы «Исторической психологии» | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.8. | Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. | Практические | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.9. | Основные историко-психологические проблемы антропогенеза. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.10. | Этапы развития историко-психологической мысли. | Практические | 4 | 4 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.11. | Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. | Практические | 4 | 4 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.12. | Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. | Практические | 4 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.13. | Введение в «Историческую психологию». Специальные историко-психологические теории | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.14. | Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк. Этапы развития историко-психологической мысли. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.15. | Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.16. | Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
1.17. | Зачет | 4 | 0 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 | |
Раздел 2. История развития общественного сознания | ||||||
2.1. | Особенности сознания человека первобытной эпохи | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.2. | Мифологическое сознание и магия | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.3. | Психологические особенности первобытного общества | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.4. | Психологические особенности Мифологического сознания и магии | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.5. | Психологические основы эпохи античности | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.6. | Психологическая характеристика эпохи античности | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.7. | Психолого-истоическая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.8. | Психологическая жизнь эпохи средневековья | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.9. | Психология человека эпохи средневековья | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.10. | Психологическая атмосфера эпохи Возрождения и Нового времени | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.11. | Ментальность Нового времени и рационализм | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.12. | Психологическая картина современного мира | Лекции | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.13. | Психологическая картина современного мира | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.14. | От современности к постсовременности | Практические | 5 | 4 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.15. | Психологический портрет современного человека | Практические | 5 | 2 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.16. | Психологические особенности первобытного общества | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.17. | Психологические особенности Мифологического сознания и магии | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.18. | Психологические основы эпохи античности. Психолого-историческая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.19. | Психологическая жизнь эпохи средневековья | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.20. | Ментальность Нового времени и рационализм | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.21. | Психологическая картина современного мира. От современности к постсовременности | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.22. | Психологический портрет современного человека | Сам. работа | 5 | 7 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
2.23. | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-9, ПК-25 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. | Психология: учебник | Москва: Дашков и К°, 2021 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Выготский Л. С. | Психология развития человека: учебник | М.: Смысл, 2005 | |
Л2.2 | Стефаненко Т.Г. | Этнопсихология : учебник | М.: Аспект Пресс, , 2009. | |
Л2.3 | Г. Лебон | Психология народов и масс: | Москва : Директ-Медиа, 2007 | biblioclub.ru |
Л2.4 | История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы | Москва: Директ-Медиа, 2008 | biblioclub.ru | |
Л2.5 | Шкуратов В.А. | Новая историческая психология: учебное пособие | Москва : Издательство ЮФУ, 2009 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7-Zip AcrobatReader Microsoft Windows Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |