МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 42 42 49 49 91 91
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина;преподаватель , А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Историческая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Историческая психология» освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления гуманитарных исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов России
ПК-25 владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции развития и базовые категории исторической психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать принципы, законы и методы Исторической психологии для решения профессиональных задач, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать исторические проблемы и процессы с методологических позиций исторической психологии, представлять свои итоги исследования при выступлениях или письменных работах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая психология, как наука
1.1. Общая храктеристика "Исторической психологии" как науки Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.2. Введение в «Историческую психологию». Практические 4 4 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.3. История становления и развития «Исторической психологии» Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.4. Специальные историко-психологические теории Практические 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.5. Междисциплинарность и интеграция истории и психологии Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.6. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк Блок Практические 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.7. Основные проблемы «Исторической психологии» Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.8. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Практические 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.9. Основные историко-психологические проблемы антропогенеза. Лекции 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.10. Этапы развития историко-психологической мысли. Практические 4 4 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.11. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Практические 4 4 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.12. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Практические 4 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.13. Введение в «Историческую психологию». Специальные историко-психологические теории Сам. работа 4 10 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.14. Теоретические принципы критики источников и источниковедческого анализа в Исторической психологии. Школа «Анналов» и ее представители Люсьен Февр и Марк. Этапы развития историко-психологической мысли. Сам. работа 4 10 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.15. Праздничные даты – как пример изучения общества в разные временные эпохи. Теории влияния эпохи на личность и ее формирование. Сам. работа 4 10 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.16. Повседневная жизнь человека – как источник об эпохе. Период ХХ в. СССР-РФ. Психологический портрет представителей: молодежи, интеллигенции, городского и сельского жителя и др. Сам. работа 4 12 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.17. Зачет 4 0 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
Раздел 2. История развития общественного сознания
2.1. Особенности сознания человека первобытной эпохи Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.2. Мифологическое сознание и магия Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.3. Психологические особенности первобытного общества Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.4. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.5. Психологические основы эпохи античности Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.6. Психологическая характеристика эпохи античности Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.7. Психолого-истоическая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.8. Психологическая жизнь эпохи средневековья Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.9. Психология человека эпохи средневековья Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.10. Психологическая атмосфера эпохи Возрождения и Нового времени Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.11. Ментальность Нового времени и рационализм Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.12. Психологическая картина современного мира Лекции 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.13. Психологическая картина современного мира Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.14. От современности к постсовременности Практические 5 4 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.15. Психологический портрет современного человека Практические 5 2 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.16. Психологические особенности первобытного общества Сам. работа 5 8 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.17. Психологические особенности Мифологического сознания и магии Сам. работа 5 6 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.18. Психологические основы эпохи античности. Психолого-историческая реконструкция менталитета Древней Греции периода архаики Сам. работа 5 8 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.19. Психологическая жизнь эпохи средневековья Сам. работа 5 6 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.20. Ментальность Нового времени и рационализм Сам. работа 5 8 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.21. Психологическая картина современного мира. От современности к постсовременности Сам. работа 5 6 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.22. Психологический портрет современного человека Сам. работа 5 7 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
2.23. Экзамен 5 27 ОПК-9, ПК-25 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. Психология: учебник Москва: Дашков и К°, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.2 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.3 Г. Лебон Психология народов и масс: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.4 История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы Москва: Директ-Медиа, 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Шкуратов В.А. Новая историческая психология: учебное пособие Москва : Издательство ЮФУ, 2009 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.