МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология современного комплексного регионоведения России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История и методология современного комплексного регионоведения России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о многообразии теоретических подходов в изучении основных разделов регионоведения России, таких как:теоретико-методологические проблемы характерисики региона; специфика демографичесого потенциала региона; природно-рекреационные факторы и их значение в формирование промышленного потенциала региона; специфика взимосвязи федеральных и региогнальных систем управления; влияние иновационных технологий н экономическую систему региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью объяснять причины и прогнозировать тенденции развития Российской Федерации и ее отдельных регионов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю развития регионов. Основные тенденции в изменении политическом, экономическом, социальном и этническом в различных регионах страны. Методику анализа демографических показателей регионального развития. Систему экономических взаимосвязей, характеризующих межрегиональное сотрудничество. Этнические и конфессиональные факторы развития регионов РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать полученную информацию по развитию регионов, классифицировать ее и выделять наиболее актуальную информацию. Выявлять особенности социально-экономического развития регионов в зависимости от природно-климатических и пространственно-рекреационных ресурсов. Проводить институциональный анализ органов регионального и местного управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами прогнозирования развития регионов, и влияния отдельных регионов на общероссийскую тенденцию. Методикой анализа экономического потенциала региона с целью определения факторов социального развития. Способностью определять факторы и условия для реализации проектов инновационного развития. Способностью использовать статистические источники для обоснования проектов социального и инфраструктурного развития региона.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регион как система
1.1. Регионоведение как научное направление Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Регионоведение как научное направление Практические 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Регионоведение как научное направление Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Регионализация и глобализация в современном мире Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.5. Регионализация и глобализация в современном мире Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Регионообразующие факторы в системе политического, социального, экономического, ресурсного пространства. Практические 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.7. Регионообразующие факторы в системе политического, социального, экономического, ресурсного пространства. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Цивилизационные и формационные подходы в регионоведении. Город и регион в истории западной цивилизации. Город и регион в истории России
2.1. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность Практические 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Методы региональных исследований. Практические 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Методы региональных исследований. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Региональные системы. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.6. Региональные системы. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.7. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1
2.8. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивовар Е.И., Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие: Москва: Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Михайленко, Е. Б Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B18B235-DD23-44D1-9527-131B2D10E49D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мировое комплексное регионоведение / под ред. А.Д. Воскресенского: ИНФРА-М, 2014 znanium.com
Л2.2 Ю.Г. Чернышов Региональные конфликты и их урегулирование: учебное пособие: , 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова Региональная экономика: М.: ИНФРА-М, 2013
Л2.4 Посухова О. Ю. Социальная мобильность в регионе: учебное пособие: Ростов: Издательство Южного федерального университета, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российский совет по международным делам russiancouncil.ru
Э2 Правительство Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «История и методология современного комплексного регионоведения России» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, в ходе лекции «Регионоведение как научное направление» предполагается ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, выражающим содержание аналитических процедур в рамках оценивания различных структур регионального устройства. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Начальный этап формирования знаия по предмету отражен в учебнике Михайленко Е.Б. «Регионалистика. Классические и современные подходы», рекомендуемому в качестве основной литературы. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. В ходе курса «История и методология современного комплексного регионоведения России» преподаватель может задавать вопросы обучающимся, направленные на проверку усвоения материала курса. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. При подготовке практических занятий по курсу «История и методология современного комплексного регионоведения России» магистру важно освоить предполагаемую информацию и сформулировать ответ, используя методологические категории предмета. Поощряется приведение примеров методологических оценок состояния демографического, природно-ресурсного, рекреационного потенциала региона.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистру при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы зачета. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.