Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области истории и теории мировой религиозной культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-13 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры |
ПК-27 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные подходы к развитию культурологической мысли; этапы формирования мировой религиозной культуры; особенности развития религиозного искусства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания в области истории и теории мировой культуры при формировании представлений о религиозном комплексе; выявлять роль религиозного фактора в формировании культурной традиции на разных исторических этапах |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком применения базовых знаний в области истории и теории мировой культуры при организации профессиональной деятельности; навыком интерпретации особенностей религиозного комплекса с позиции истории культуры |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основания истории и теории культуры | ||||||
1.1. | Культура, как объект изучения | Лекции | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Основные культурологические школы. Теории культуры. | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Основные культурологические школы. Теории культуры. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Исторические основания культуры | ||||||
2.1. | Первобытная культура | Лекции | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Греко-римский период в истории культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Греко-римский период в истории культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Культура эпохи средневековья | Лекции | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Культура возрождения | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Культура возрождения | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.7. | Культура эпохи просвещения | Лекции | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.8. | Европейская культура XIX в. | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.9. | Европейская культура XIX в. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.10. | Основные тенденции в культуре XX – XXI в. | Лекции | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Культура и искусство России | ||||||
3.1. | Искусство древней Руси | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Искусство древней Руси | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | усская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | усская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.5. | Развитие культуры в Российской империи | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.6. | Развитие культуры в Российской империи | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.7. | Культура советской эпохи | Практические | 2 | 2 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.8. | Культура советской эпохи | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13, ПК-27 | Л2.2, Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. С. Мамонтова | Культурология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9312F335-A41C-43E6-A26B-654D8648F65F. |
Л1.2 | М. С. Каган | Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A |
Л1.3 | М. С. Каган | Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F87AB75C-2B47-4EDE-8E6A-8DF52270EDCD |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Грушевицкая Т.Г. | Культурология: учебник | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | под ред. Н. О. Воскресенской | Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов: | -М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.4 | А.П. Садохин | Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : | М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Никитич Л.А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов | М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | biblioclub.ru |
Л2.6 | А.А. Пронин | Культурология в вопросах и ответах : | М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека по культурологии | http://www.vusnet.ru/biblio - | ||
Э2 | Культура и культурология | http://www.lib.ru/CULTURE - Lib.Ru: | ||
Э3 | Полнотекстовая библиотека по культурологии | http://lib.pomorsu.ru/elib/text/kulturologiya.htm - | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс "История и теория мировой религиозной культуры" направлен на знакомства учащихся с этапами развития культуры в разные исторические эпохи. Курс предусматривает знакомство не только с этлапами развития культуры народов мира, но также предполагает получение теоретических знаний в области культуры. Студент знакомиться с основыными культурологическими школами, изучает роль культуры и ее взамодействие с цивилизационными процессами. В рамках курса предлагается познакомиться с концепциями Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, П.А. Сорокина, Й. Хёйзинги. В курсе студент знакомится с различными проявлениями культуры в обществе. Дисциплина "История и теория мировой религиозной культуры" включает лекционные занятия, в рамках которых студен получает знания о этапах развития мировой кюультуры. Преподаватель на лекционных занятиях знакомит учащихся с основными достижениями мирового религиозного искусства и культуры на протяжении всей истории человечества. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит подготовку как к практическим занятиям, так и к зачету. На лекциях студент ведет конспект, который позволяет формировать у студента целостный взгляд на проблему. Практические занятия предполагают самостоятельную подготовку учащихся по ряду теоретических подходов в изучении кульурологической мысли. Обучающимся предлагается использовать две степени самоконтроля: первая степень предусматривает узнавание упомянутых в лекционном материале понятий, явлений, объектов, фактов; вторая степень самоконтроля предназначена для проверки умения устанавливать логические взаимосвязи между понятиями. Практические занятия рассматриваются, как средство формирования современного мышления, которое вырабатывается студентом в процессе самостоятельной работы. В рамках практических занятий предпологается выполнение практических аданий, подготовка доклада. Доклады имеют проблемный, личностный характер, в которых студент должен показать не только знание материала, но и выразить свою точку зрения. Для подготовки доклада обучающийся должен выбрать интересующий его вопрос (тему) и подготовить материал для выступления на практическом занятии. Для этого следует, прежде всего, четко сформулировать цель предполагаемого доклада, составить план. Необходимо проработать весь имеющийся учебный материал, в зависимости от особенности проблемы. Затем логично и последовательно распределить весь собранный материал, оформить его, сделать выводы. Также необходимо продумать свое выступление с учетом того, что доклад по длительности занимает не более 10 минут. Самостоятельная работа студента важнейшая составная часть учебного процесса. Одной из основных целей самостоятельной работы является необходимость научить студента решать практические задачи. В рамках самотостоятельной работы студен углубляет полученные знания в рамках лекционых занятий, учится самостоятельно готовить доклады по предложенной теме. Основные виды самостоятельной работы студентов: 1. самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий; 2. подготовка к практическим занятиям, а также к тесту и зачету. По итогам курса проводится зачет, который направлен на выявления сформированности компетенций у студентов. |