МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История религиозной философии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История религиозной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является ознакомление студентов с основными направлениями религиозной философии, историей ее развития и основными теоретическими проблемами религиозной философии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития, а также роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры
ОПК-7: способностью использовать знание специфики решения антропологических проблем в религиозной философии, а также знание ее основных представителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфические особенности религиозно-философской мысли Запада и Востока; основные категории и понятия понимания человека в религиозной философии; знать особенности становления религиозной антропологии и религиозной философии; основные принципы поиска и анализа философской, социально-политической научную литературы, на основании научного анализа; основные концепции развития религиозной философии
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать взаимосвязь религии и философии; использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания; оценивать основные тенденции и проблемы понимания человека в религиозной философии; работать с оригинальными философско-религиозными текстами и аргументировать при этом выбор самостоятельной позиции и стиля мышления; понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе профессиональной подготовки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками восприятия и анализа священных текстов религий мира; навыками анализа священных текстов; методологией религиоведческого познания; навыками компаративного анализа; навыками самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; полученными навыками для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История религиозной философии как область философского и научного знания
1.1. Проблема соотношения религиозной философии и философии религии Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Религиозная философия и теология Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Религиозная философия и теология Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Становление историко-философских знаний о религии
2.4. Проблема формирования раннехристианской философии Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Апологетика: Тертуллиан и Ориген Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Апологетика: Тертуллиан и Ориген Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Космологические и гносеологические проблемы в философии Аврелия Августина Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Космологические и гносеологические проблемы в философии Аврелия Августина Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Космологические и гносеологические проблемы в философии Аврелия Августина Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Основные линии развития хрситианской теологии католицизма и протестантизма в новое время
3.10. ортодоксальная и либеральная теология. Характеристика идей К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, П. Тиллиха Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.11. Теология освобождения Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.12. Теология освобождения Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.13. Проблема генезиса русской религиозной философии Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.14. Проблема генезиса русской религиозной философии Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4 Религиозная философия Востока
4.15. Особенности исламской религиозно-философской мысли Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.16. Особенности исламской религиозно-философской мысли Сам. работа 3 11 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.17. Экзамен 3 27 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусморены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л1.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 http://www.biblio-online.ru/book/036FD182-76BE-447C-88D4-13CB9587CC16?
Л2.2 Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.3 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/DD2FBCA9-239B-42C9-AC53-9C9CEAD9941C?
Л2.4 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека объединяющая книги посвященные богословским проблемам http://bogoslov.ru
Э2 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам http://www.gumer.info/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «История религиозной философии» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать религиозно-философские персоналии, учения и направления, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным изложить основные религиозно-философские категории, принципы и концепции, предложенные тем либо иным религиозным мыслителем.
На практических занятиях студент обязан оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных религиозно-философских учений у различных авторов. Умение сравнивать различные религиозно-философские идеи, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении, излагаемого им материала по дисциплине «История религиозной философии». Способность студента оценивать как историческую роль религиозной философии, так и роль религиозной философии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.