МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История свободомыслия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
История свободомыслия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является - формирование у студентов представления о структуре, содержании и специфики истории свободомыслия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и этапы возникновения и эволюции свободомыслия у разных народов; категориальный аппарат данной дисциплины (свободомыслие, инакомыслие, вольнодумство и др.)
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; анализировать место и роль свободомыслия в общественной и культурной жизни России и зарубежных стран в разные исторические периоды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования категориального аппарата и методами исследования свободомыслия; основными принципами классификации свободомыслия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основания истории свободомыслия
1.1. Свободомыслие как явление духовной культуры Лекции 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Свободомыслие как явление духовной культуры Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Свободомыслие как явление духовной культуры Сам. работа 7 9 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Формы свободомыслия
2.1. Формирование и развитие исторических форм свободомыслия Лекции 7 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Формирование и развитие исторических форм свободомыслия Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Формирование и развитие исторических форм свободомыслия Сам. работа 7 6 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Этапы развития свободомыслия
3.1. Исторические периоды развития идей свободомыслия Лекции 7 4 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Свободомыслие Древнего Востока Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Свободомыслие Древнего Востока Сам. работа 7 12 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Свободомыслие в Древней Греции Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Свободомыслие в Древней Греции Сам. работа 7 6 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Свободомыслие в Древнем Риме Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.7. Христианские писатели первых веков об атеизме Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.8. Христианские писатели первых веков об атеизме Сам. работа 7 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Свободомыслие в средневековой Европе Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Европейское свободомыслие в XIII-XIV веках Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.11. Европейское свободомыслие в XIII-XIV веках Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.12. Европейское свободомыслие эпохи Возрождения Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.13. Российское свободомыслие в XVII -XVIII веках Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.14. Свободомыслие в Англии, Франции, Германии (XVII-XVIII века) Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.15. Свободомыслие в Англии, Франции, Германии (XVII-XVIII века) Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Свободомыслие в социально-политической и духовной жизни России
4.1. Свободомыслие как явление культурной жизни России Лекции 7 6 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Российское свободомыслие в XVII -XVIII веках Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Российское свободомыслие в XVII -XVIII веках Сам. работа 7 10 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.4. Российское свободомыслие в первой трети XIX в. Декабристы Практические 7 1 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.5. Российское свободомыслие в первой трети XIX в. Декабристы Сам. работа 7 12 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.6. Свободомыслие в России (последняя треть XIX - нач. XX вв.) Практические 7 2 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.7. Экзамен 7 27 ОК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимости. Сборник статей: Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих основные исторические формы свободомыслия, на выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной с философскими и социальными проблемами формирования свободомыслия в контексте мировой и отечественной истории. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
Готовясь к докладу, Вы можете обращаться за методической помощью к преподавателю. На консультациях необходимо задавать вопросы, которые действительно требуют разъяснения.
3. Самостоятельная работа является важным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
конспектирование (составление тезисов) лекций;
выполнение контрольных практических заданий;
работу со справочной и методической литературой;
работу с нормативными правовыми актами;
выступления с докладами, сообщениями на практических занятиях;
защиту выполненных работ;
участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
выполнения практических заданий;
подготовки к тестированию и т.д.;
самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.