МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 78 78 51 51 129 129
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель , К.А. Тишкина;преподаватель , А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст. преподаватель , М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
История Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История Сибири» является: ознакомление студентов с политической, социальной, экономической и культурной жизнью одного из крупнейших регионов России. Курс углубляет теоретические знания, полученные при изучении курса отечественной истории, конкретизирует представления студентов об особенностях проявления различных исторических процессов и явлений в специфическом регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-25 владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы историко-культурного освоения региона. Специфику хозяйственного уклада народов Сибири. Характерные особенности политического и социального развития, истории Сибирского региона. Культурное своеобразие и перспективы развития Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать социальные, политические, экономические и культурные процессы, происходящие в Сибирском регионе в контексте общероссийских тенденций развития. Определять факторы и условия межрегионального и международного сотрудничества. Характеризовать культурную самобытность народов Сибири.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории Сибири; способностью критически воспринимать информацию о потенциальных возможностях регионального развития; основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "История Сибири"
1.1. Характеристика Сибири как региона. История изучения древнейшего прошлого Сибири. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.2. Геграфическая характеристика региона. Природные ресурсы. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
1.3. Традиционная культура и жизнедеятельность населения Сибири Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Миграционные проценссы в Сибири и крупные кочевые племенные образования
2.1. Заселение Сибири человеком. Период каменного и бронзового века. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Население Сибири в период железного века. Крупные кочевые объединения: скифы, хунны. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Сибирь как часть кочевых империй: Тюрки, Кыргызы, Моноглы Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.4. Национальный состав, традиционная культура и жизнедеятельность населения Сибири Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Сибирь и Российское государство
3.1. Сибирское ханство. Государственные и племенные объединения Сибири XV-XVI вв. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Русско-Сибирские отношения до XVI века. Колонизация Поморья и начало русского проникновения за Урал Практические 3 4 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3
3.3. Семинар русско-сибирские отношения в XVI в. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3
3.4. Русско-Сибирские отношения до XVI века. Колонизация Поморья и начало русского проникновения за Урал. Русско-сибирские отношения в XVI в. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Сибирь в составе российского государства (XVI-XVII вв.)
4.1. Поход Ермака. Сибирские летописи о личности легендарного героя и его походе. Сибирская экспедиция Ермака Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
4.2. Присоединение Западной Сибири к русскому государству. (XVI-XVII вв.) Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
4.3. Присоединение Восточной Сибири к русскому государству. (XVI-XVII вв.) Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Поход Ермака. Сибирские летописи о личности легендарного героя и его походе. Сибирская экспедиция Ермака Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Присоединение Западной Сибири к русскому государству. (XVI-XVII вв.) Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Присоединение Восточной Сибири к русскому государству. (XVI-XVII вв.) Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Сибирь в составе российского государства (XVIIв.)
5.1. Русское население Сибири в XVI - начале XVII вв. Сибирь в составе России XVI -XVII вв. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.3
5.2. Организация управления Сибирью в XVII в. Практические 3 4 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Взаимоотношение России с иностранными государствами, расположенными на границах с Сибирью Практические 3 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Русское население Сибири в XVI - начале XVII вв. Сибирь в составе России XVI -XVII вв.Организация управления Сибирью в XVII в. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
5.5. Взаимоотношение России с иностранными государствами, расположенными на границах с Сибирью Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3
5.6. Зачет 3 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Сибирь в XVIII веке
6.1. Сибирь в составе Российской империи в XVIII в. Миграционные процессы, экономика и промышленность. Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.2. Сибирь в составе Российской империи в XVIII в. Национальная политика в отношении коренного населения. Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
6.3. Административно-территориальное устройство. Первые сибирские губернаторы. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Сибирь в XIX веке
7.1. Сибирь в составе Российской империи в первой половине XIX в. Миграционные процессы, экономика и промышленность. Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
7.2. Сибирь в составе Российской империи в первой половине XIX в. Национальная политика в отношении коренного населения. Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3
7.3. Сибирь накануне социально-экономического перелома (конец XVIII - первая половина XIX вв.). Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.7, Л2.6, Л1.3, Л2.4
7.4. Развитие капитализма в пореформенной Сибири. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л1.3
7.5. Общественно-политическая жизнь в Сибири во второй половине XIX - начале xx вв. Социально-экономическое и политическое развитие Сибири в начале XX века. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.7, Л1.3, Л2.4
7.6. Сибирь накануне социально-экономического перелома (конец XVIII - первая половина XIX вв.). Общественно-политическая жизнь в Сибири во второй половине XIX - начале xx вв. Социально-экономическое и политическое развитие Сибири в начале XX века. Сам. работа 4 9 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Сибирь в первой половине XX в.
8.1. Роль Сибири в крупных исторических событиях в первой четверсти XX века: Русско-японская война, Революция 1905-1907 гг., Первая мирорвая война Лекции 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
8.2. Сибирь в период революции 1917г. и гражданской войны. Белые и советские правительства Сибири. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
8.3. Сибирь в 20-е – 30-е гг. XX в. Практические 4 4 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.8, Л1.2, Л1.3
8.4. Сибирь в период революции 1917г. и гражданской войны. Белые и советские правительства Сибири. Сибирь в 20-е – 30-е гг. XX в. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Сибирь п период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
9.1. Сибирь в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Сибирь - тыл фронта. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
9.2. Сибирь в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Сибирь - тыл фронта. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Сибирь во второй половине XX в.
10.1. Нефтегазовое освоение края в 60-80-х гг. ХХ в. Промышленность, сельскоое хозяйство, экономика в 1950 – 1980 – е годы. Практические 4 4 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
10.2. Сибирь в современности: основные тенденции развития, проблемы и перспективы. Практические 4 2 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
10.3. Нефтегазовое освоение края в 60-80-х гг. ХХ в. Промышленность, сельскоое хозяйство, экономика в 1950 – 1980 – е годы. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
10.4. Сибирь в современности: основные тенденции развития, проблемы и перспективы. Сам. работа 4 8 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3
10.5. Экзамен 4 27 ОПК-2, ПК-25 Л2.1, Л2.9, Л1.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л1.2, Л2.7, Л2.6, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская, Т. М. Архитектура Алтая XVIII – начала ХХ в.: проблема интерпретации столичной архитектурной школы на территории Сибири: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 сост. В. А. Скубневский История Сибири, 1861-1917 гг.: документы и материалы для практ. занятий: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Г. Олех История Сибири: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2001
Л2.2 Под ред А.А. Тишкина Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований: сб. ст., посвящ. 70-летию Ю. Ф. Кирюшина: Сборник статей Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 А. А. Храмков Очерки истории крестьянства Сибири начала ХХ в: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/806
Л2.4 С.В. Максимов Сибирь и каторга: Москва : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 под ред. Е. В. Демчик Экономическая история Сибири ХХ - начала ХХI века: материалы 4 Всерос. науч. конф., 26-27 июня 2015 г., Барнаул, Том 1 / АлтГУ, Ист. фак., Центр экон. истории: Барнаул, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.6 Овчинников В. А. История Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVI - начале XX вв: учебное пособие: Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.7 С. Глебов. Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: М. : Новое издательство, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766
Л2.8 А.И. Бакшеев Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа : монография: Сибирский федеральный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.9 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «История Сибири» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематическое занятие включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов практического занятия, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самые общие, распространенные правила подготовки к практическому занятию требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.