Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 20 | 20 | 26 | 26 | 46 | 46 |
Сам. работа | 49 | 49 | 79 | 79 | 128 | 128 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "История философии" явлются ознакомление студентов с основными этапами становления мировой философской мысли, развитие навыков работы с философскими категориями, особенностями ведущих философских школ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории философии |
ПК-23 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теории и концепции истории философии; основные принципы развития исследовательской работы истории философии; базовые категории истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе; специфические особенности истории философии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать философские тексты ведущих представителей мировой и отечественной философской мысли, в том числе и с точки зрения генезиса и развития философской мысли в историческом процессе; оценивать качество научно-исследовательской работы в области истории философии; объяснить базовые категории истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе; интерпретировать и ясно представлять эти особенности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью выделять разнообразные типы философствования; навыками организации научно-исследовательской работы в области истории философии; способами преподавания базовых категорий истории философии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; методами интерпретации и понимания историко-философского процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в историю философии | ||||||
1.1. | История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | История философии как дисциплина: специфика, методы, задачи | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2 Античная философия | ||||||
2.1. | Особенности античной философии | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Особенности античной философии | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Особенности античной философии | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) | Лекции | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Первые натурфилософские школы античности (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая) | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Ироническая философия Сократа. Характеристика сократических школ (мегарская, киренская, киническая) | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Онтология и гносеология Платона | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Онтология и гносеология Платона | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Онтология и гносеология Платона | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.13. | Метафизика и логика Аристотеля | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Метафизика и логика Аристотеля | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Метафизика и логика Аристотеля | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3 Средневековая философия | ||||||
3.1. | Особенности и периодизация средневековой философии | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Особенности и периодизация средневековой философии | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Особенности и периодизация средневековой философии | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Философия Аврелия Августина | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Философия Аврелия Августина | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Философия Аврелия Августина | Сам. работа | 5 | 3 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.8. | Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.9. | Схоластическая философия. Борьба номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.10. | Основные ориентиры философии эпохи Возрождения | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | Основные ориентиры философии эпохи Возрождения | Практические | 5 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.12. | Основные ориентиры философии эпохи Возрождения | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.13. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Раздел 4 Философия Нового и Новейшего времени | ||||||
4.1. | Особенности философии Нового времени | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Особенности философии Нового времени | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Особенности философии Нового времени | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.6. | Методология эмпиризма в философии Ф. Бэкона | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.7. | Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.8. | Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.9. | Рационалистический метод Р. Декарта. Рационализм и сенсуализм в философии XVIII века | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.10. | Философия французского Просвещения | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.11. | Философия французского Просвещения | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.12. | Философия французского Просвещения | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.13. | Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.14. | Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.15. | Общая характеристика немецкой классической философии. Анализ априорных форм познания в философии И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Философия К. Маркса | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.16. | Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.17. | Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.18. | Трансценденталистская метафизика и этика пессимизма А. Шопенгауэра | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.19. | Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.20. | Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.21. | Философия Ф. Ницше. Особенности и основные этапы развития позитивизма | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.22. | Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.23. | Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.24. | Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр) | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.25. | Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) | Лекции | 6 | 1 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.26. | Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) | Практические | 6 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.27. | Философия постмодерна (Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, С. Жижек) | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5 Русская философия | ||||||
5.1. | Философия «серебряного века» | Лекции | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Философия «серебряного века» | Практические | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Философия «серебряного века» | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Советская философия | Лекции | 6 | 2 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.5. | Советская философия | Практические | 6 | 4 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.6. | Советская философия | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.7. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-9, ПК-23 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гуревич П. С. | Философия: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бессонов Б.Н. | История философии: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | В. П. Федюкин | Философия от античности до современности: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, , 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт философии Российской Академии наук | iphras.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека по философии | filam.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «История философии» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать философские персоналии, учения и направления, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным изложить основные философские категории, охарактеризовать разделы, проблематику и функции философии в ее современной интерпретации. На практических занятиях студент обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных философских учений у различных авторов. Умение сравнивать различные философские идеи, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «История философии». Способность студента оценивать как историческую роль философии, так и роль философии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |