МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Конституционное право» позволяет студентам освоить основы государственного строительства в России, ознакомиться с федеративным устройством и статусом человека и гражданина, заложить фундамент в формировании конституционно-правового мировоззрения, основ государственного права

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.положения Конституции Российской Федерации по части основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации и осуществления государственной власти; терминологию и основные понятия конституционного права, используемые в правовом поле для реализации в дальнейшей своей профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать положения конституционного права; использовать знания полученные в рамках направления для оценки соблюдения конституционных норм в Российской Федерации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения конституционно-правовые знания при разрешении конкретных жизненных ситуаций; использования ранее полученных знаний для дальнейшего саморазвития в области регионоведения России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право как юридическая наука и отрасль российского права
1.1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет регулирования, нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ как отрасли права. Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет регулирования, нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ как отрасли права. Сам. работа 6 16 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
2.1. Гарантии осуществления конституционных прав и свобод личности Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.2. Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.3. Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль Сам. работа 6 16 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система государственных органов Российской Федерации
3.1. Российское избирательное право Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
3.2. Основы конституционного строя РФ Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
3.3. Основы конституционного строя РФ Сам. работа 6 16 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Правительство Российской Федерации
4.1. Судебная власть Лекции 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.2. Основы правового статуса личности в Российской Федерации Практические 6 2 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.3. Основы правового статуса личности в Российской Федерации Сам. работа 6 16 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Конституционно-правовые нормы и институты: особенности и виды. Система конституционного права
5.1. Конституционно-правовые отношения и субъекты Лекции 6 4 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
5.2. Форма правления и национально – государственное устройство РФ. Административно-территориальное деление субъектов РФ Практические 6 6 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
5.3. Форма правления и национально – государственное устройство РФ. Административно-территориальное деление субъектов РФ Сам. работа 6 9 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Решения Конституционного Суда РФ как источник российского конституционного права
6.1. История науки конституционного права. Дореволюционное конституционное (государственное) право Лекции 6 4 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
6.2. Избирательная система Российской Федерации Практические 6 6 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
6.3. Избирательная система Российской Федерации Сам. работа 6 8 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1
6.4. Экзамен 6 27 ОК-4, ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2020 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э2 Гарант www.garant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.