Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Конституционное право» позволяет студентам освоить основы государственного строительства в России, ознакомиться с федеративным устройством и статусом человека и гражданина, заложить фундамент в формировании конституционно-правового мировоззрения, основ государственного права |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-23 | способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | положения Конституции Российской Федерации по части основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации и осуществления государственной власти; терминологию и основные понятия конституционного права, используемые в правовом поле для реализации в дальнейшей своей профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | интерпретировать положения конституционного права; использовать знания полученные в рамках направления для оценки соблюдения конституционных норм в Российской Федерации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения конституционно-правовые знания при разрешении конкретных жизненных ситуаций; использования ранее полученных знаний для дальнейшего саморазвития в области регионоведения России |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Конституционное право как юридическая наука и отрасль российского права | ||||||
1.1. | Общая характеристика Конституции Российской Федерации | Лекции | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Понятие, предмет регулирования, нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ как отрасли права. | Практические | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Понятие, предмет регулирования, нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ как отрасли права. | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина | ||||||
2.1. | Гарантии осуществления конституционных прав и свобод личности | Лекции | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль | Практические | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Система государственных органов Российской Федерации | ||||||
3.1. | Российское избирательное право | Лекции | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Основы конституционного строя РФ | Практические | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Основы конституционного строя РФ | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Правительство Российской Федерации | ||||||
4.1. | Судебная власть | Лекции | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Основы правового статуса личности в Российской Федерации | Практические | 6 | 2 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Основы правового статуса личности в Российской Федерации | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Конституционно-правовые нормы и институты: особенности и виды. Система конституционного права | ||||||
5.1. | Конституционно-правовые отношения и субъекты | Лекции | 6 | 4 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Форма правления и национально – государственное устройство РФ. Административно-территориальное деление субъектов РФ | Практические | 6 | 6 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Форма правления и национально – государственное устройство РФ. Административно-территориальное деление субъектов РФ | Сам. работа | 6 | 9 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Решения Конституционного Суда РФ как источник российского конституционного права | ||||||
6.1. | История науки конституционного права. Дореволюционное конституционное (государственное) право | Лекции | 6 | 4 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Избирательная система Российской Федерации | Практические | 6 | 6 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Избирательная система Российской Федерации | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Экзамен | 6 | 27 | ОК-4, ПК-23 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Конюхова, И. А. Алешкова. | Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник | Юрайт, , 2020 | www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Стрекозов, В. Г. | Конституционное право России: учебник | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Консультант Плюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Гарант | www.garant.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |