Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 10 |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 | 84 | 84 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 10
Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Бутакова Марина Михайловна
1.1. | Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска; получение знаний о качественных и количественных свойствах разработки и принятия управленческих решений с учетом риска;знакомство с концепцией «приемлемого » уровня риска; овладение навыками эмпирического исследования риска, определения его показателей; рассмотрение системы управления рисками организации в целостности и единстве ее компонентов, овладение навыками использования методов управления рисками;овладение методологией и методикой построения, анализа и использования экономико - математических моделей измерения степени риска. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ПК-26 | способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов и учреждений различных форм собственности |
ПК-34 | способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов |
ПК-36 | способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов |
ПСК-1 | способностью диагностирования рисков экономической безопасности экономического субъекта и обеспечение гарантий для предпринимательской деятеьности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Определение риска и его разновидности. Понимать объективную и субъективную природу риска. Перечислять структурные характеристики риска. Назвать характеристики ситуации неопределенности. Знать правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками. Осознавать важность учета риска в ключевых процессах принятия управленческих решений. Знать основы оценки риска и управления рисками. Знать международные стандарты управления рисками; основные принципы оценки риска, методы управления рисками, способы измерения риска. Знать структуру программы управления рисками, последовательность применения процедур управления рисками. Знать задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками; теоретические положения концепции риска в современном менеджменте. Знать особенности производства и распределения рисков. Осознавать латентный характер рисков. Знать основные положения концепция риска в социально-управленческом анализе. Описывать формальную модель анализа риска, компоненты процесса генерации риска. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками; использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческие решения с учетом структурных характеристик риска; разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками | ||||||
1.1. | Концептуальные основы управления рисками | Лекции | 7 | 8 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Концептуальные основы управления рисками | Практические | 7 | 8 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Концептуальные основы управления рисками | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | ||||||
2.1. | Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | Лекции | 7 | 6 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Условия неопределенности и риска при разработке решений | Практические | 7 | 10 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Система управления риском в организации | ||||||
3.1. | Система управления риском в организации | Лекции | 7 | 6 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Система управления риском в организации | Практические | 7 | 12 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Система управления риском в организации | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Классификации рисков и их особенности | Лекции | 7 | 10 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.1, Л1.3 |
3.5. | Классификации рисков и их особенности | Практические | 7 | 12 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.1, Л1.3 |
3.6. | Классификации рисков и их особенности | Сам. работа | 7 | 7 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Методы управления рисками | ||||||
4.1. | Методы управления рисками | Лекции | 8 | 10 | ПК-34, ПСК-1 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Методы управления рисками | Практические | 8 | 16 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Методы управления рисками | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-34, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Методы оценки и снижения степени риска | ||||||
5.1. | Методы оценки и снижения степени риска | Лекции | 8 | 10 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.2. | Методы оценки и снижения степени риска | Практические | 8 | 16 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л1.2 |
5.3. | Методы оценки и снижения степени риска | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 6. Международные стандарты управления рисками | ||||||
6.1. | Международные стандарты управления рисками | Лекции | 8 | 10 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Международные стандарты управления рисками | Практические | 8 | 10 | ПК-26, ПСК-1 | Л2.4, Л1.2 |
6.3. | Международные стандарты управления рисками | Сам. работа | 8 | 13 | ПК-36, ПСК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Балдин, К.В., Воробьев, В.С. | Риск - менеджмент: Учеб. пос. | М: Дашков и К,, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Е.А. Пасько | Страхование и управление рисками : Практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017). |
Л1.3 | Шевелев А.Е., Шевелева Е.В | Риски в бухгалтерском учете: Учебное пособие | "КноРус", 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кагиров Б.Н. | Философские проблемы риска: учеб. пособие: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459134 |
Л2.2 | Грищенко Н.Б. | Управление рисками и страхование: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шапкин А.С., Шапкин В.А. | Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебник | М. : Дашков и К, 2010 | http://biblioclub.ru |
Л2.4 | Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев, Е. А. Елин | Управление рисками в логистике: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ ) Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru) Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. |