МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Миграционная политика России и государств Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
доцент Абрамова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Миграционная политика России и государств Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов глубоких представлений о становлении, теоретической основе и особенностях реализации миграционной политики РФ и государств Центральной Азии. Курс направлен на изучение современных концепций и подходов формирования миграционной политики и механизма ее реализации в центральноазиатском регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-7 способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира
ПК-8 способность соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
ПК-9 способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные вопросы теории, классификацию и типологию миграций, факторы современных миграционных процессов, сущность и содержание миграционной политики; особенности миграционной политики РФ и государств ЦА
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности, работой с нормативно-правовыми документами и материалами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятийный аппарат курса Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Миграции: вопросы теории и классификация
2.1. Миграционное (территориальное) движение населения. Понятие «миграция». Классификация миграционных процессов. Типология миграции Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Неоклассическая теория экономических мотивов миграции населения. Концепция влияния экономической конъюнктуры на миграцию Б. Томаса. Концепция трехстадийности миграционного движения Практические 3 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Миграция как источник перераспределения факторов производства между странами (теория «функции полезности») Сам. работа 3 16 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Современные миграционные процессы
3.1. Социально-экономические факторы миграции. Демографический фактор миграции. Миграционное «давление» экономически отсталых стран. Миграционные процессы и демографическая структура населения стран мира. Политические факторы миграции. Межнациональные конфликты, войны и миграция Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Роль трудовой миграции в миграционных потоках. Миграция из развивающихся стран в экономически развитые страны, миграция Север – Юг, миграция Восток – Запад, миграция из стран СНГ в Европу и США. Проблема нелегальной миграции. Масштабы, основные потоки, механизмы. Нелегальная миграция как подрыв основ государственности Практические 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Вынужденные и принудительные миграции в современном мире. Интеграционные процессы и миграция. Объемы и динамика международной миграции в эпоху глобализации. Место миграций в современных процессах глобализации Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Миграционная политика; сущность и содержание
4.1. Миграционная политика как часть социальной политики. Сущность, структурное строение и основные типы миграционной политики. Цели и задачи, механизмы реализации миграционной политики. Эффективность миграционной политики: понятие, показатели, оценки. Миграционная политика в отношении международной миграции Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Миграционное законодательство в отношении трудовой и вынужденной миграции. Регулирование трудовой миграции. Система привлечения трудовых мигрантов. Квотирование. Опыт зарубежных стран. Процедуры получения разрешения на работу в стране Практические 3 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Разновидности моделей миграционной политики: плюралистические, классовые, реалистические. Опыт миграционной политики отдельных стран мира (опыт Германии, США, Канады, Израиля, Италии, Франции, Швейцарии и пр.) Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Миграционная политика РФ
5.1. Формирование миграционной политики России. Концепция, цели, задачи и средства миграционной политики России. Межгосударственное взаимодействие России со странами и международными организациями в области миграции. Лекции 3 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Система управления международной миграцией в России. Законодательная база управления международной миграцией. Регулирование внешней трудовой миграции. Порядок выдачи разрешений ФМС на привлечение предприятиями и фирмами иностранных рабочих. Процедура определения квот для мигрантов в России. Региональные законодательные акты в области регулирования миграции Практические 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Федеральная миграционная служба России (ФМС): история создания, задачи, структура. Основные направления деятельности и программы ФМС России. Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Трудовая миграция из государств Центральной Азии и процесс ее регламентации
6.1. Миграционный потенциал центральноазиатских государств. Причины трудовой миграции. Основные страны въезда трудовых мигрантов. Правовой статус мигрантов в принимающей стране. Распределение трудовых мигрантов из разных стран по продолжительности работы в России Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Нормативно-правовая база регламентации трудовой миграции в государствах ЦА и России Практические 3 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Оценки масштабов трансфертов незаконных трудовых мигрантов из государств ЦА в РФ Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Правовая база межгосударственного партнерства России и стран Центральной Азии в сфере миграции
7.1. Вопрос о принятии государствами ЦА международных принципов регламентации миграционного движения в сфере трудовой и вынужденной миграции. Законодательные акты в рамках СНГ. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ. Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. Работа по регулированию трудовой миграции в рамках ЕврАзЭС Лекции 3 4 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Анализ двусторонних соглашений в сфере миграционной политики. Двусторонние договоры РФ с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Учреждение миграционных представительств государств ЦА в России. Степень эффективности соглашений в сфере миграции Практические 3 2 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Душанбинское Соглашение 2007 г. «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ». Значение Декларации о согласованной миграционной политике 2007 г. Сам. работа 3 20 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 30 ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Демографические вызовы России и пути их решения
2. Миграция: мировые проблемы и тенденции
3. Миграционная политика в зарубежных странах
4. Миграционные процессы и миграционная политика в России и государствах Центральной Азии
5. Трудовая миграция в ЦАР
6. Нелегальная миграция в ЦАР
7. Миграционная политика в социально-экономическом развитии ЦАР
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Еремин Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Киселева Е. В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Забейворота А. И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Книжный мир, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.dergachev.ru/ - аналитический и образовательный портал. Институт геополитики проф. В. Дергачева. Материалы по геополитике, регионоведению, методологии.
Э2 www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям
Э3 http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики
Э4 http://www.fms.gov.ru
Э5 http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-po-migratsii-mom
Э6 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml
Э7 http://www.dergachev.ru/book-10/10.html
Э8 http://президент.рф/acts/15635
Э9 http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot
Э10 www.ilo.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.