Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_ЦА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | формирование у магистрантов глубоких представлений о становлении, теоретической основе и особенностях реализации миграционной политики РФ и государств Центральной Азии. Курс направлен на изучение современных концепций и подходов формирования миграционной политики и механизма ее реализации в центральноазиатском регионе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации |
ПК-7 | способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира |
ПК-8 | способность соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем |
ПК-9 | способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные вопросы теории, классификацию и типологию миграций, факторы современных миграционных процессов, сущность и содержание миграционной политики; особенности миграционной политики РФ и государств ЦА |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности, работой с нормативно-правовыми документами и материалами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе | ||||||
1.1. | Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Понятийный аппарат курса | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Миграции: вопросы теории и классификация | ||||||
2.1. | Миграционное (территориальное) движение населения. Понятие «миграция». Классификация миграционных процессов. Типология миграции | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Неоклассическая теория экономических мотивов миграции населения. Концепция влияния экономической конъюнктуры на миграцию Б. Томаса. Концепция трехстадийности миграционного движения | Практические | 3 | 4 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Миграция как источник перераспределения факторов производства между странами (теория «функции полезности») | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Современные миграционные процессы | ||||||
3.1. | Социально-экономические факторы миграции. Демографический фактор миграции. Миграционное «давление» экономически отсталых стран. Миграционные процессы и демографическая структура населения стран мира. Политические факторы миграции. Межнациональные конфликты, войны и миграция | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Роль трудовой миграции в миграционных потоках. Миграция из развивающихся стран в экономически развитые страны, миграция Север – Юг, миграция Восток – Запад, миграция из стран СНГ в Европу и США. Проблема нелегальной миграции. Масштабы, основные потоки, механизмы. Нелегальная миграция как подрыв основ государственности | Практические | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Вынужденные и принудительные миграции в современном мире. Интеграционные процессы и миграция. Объемы и динамика международной миграции в эпоху глобализации. Место миграций в современных процессах глобализации | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Миграционная политика; сущность и содержание | ||||||
4.1. | Миграционная политика как часть социальной политики. Сущность, структурное строение и основные типы миграционной политики. Цели и задачи, механизмы реализации миграционной политики. Эффективность миграционной политики: понятие, показатели, оценки. Миграционная политика в отношении международной миграции | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Миграционное законодательство в отношении трудовой и вынужденной миграции. Регулирование трудовой миграции. Система привлечения трудовых мигрантов. Квотирование. Опыт зарубежных стран. Процедуры получения разрешения на работу в стране | Практические | 3 | 4 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Разновидности моделей миграционной политики: плюралистические, классовые, реалистические. Опыт миграционной политики отдельных стран мира (опыт Германии, США, Канады, Израиля, Италии, Франции, Швейцарии и пр.) | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Миграционная политика РФ | ||||||
5.1. | Формирование миграционной политики России. Концепция, цели, задачи и средства миграционной политики России. Межгосударственное взаимодействие России со странами и международными организациями в области миграции. | Лекции | 3 | 4 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Система управления международной миграцией в России. Законодательная база управления международной миграцией. Регулирование внешней трудовой миграции. Порядок выдачи разрешений ФМС на привлечение предприятиями и фирмами иностранных рабочих. Процедура определения квот для мигрантов в России. Региональные законодательные акты в области регулирования миграции | Практические | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Федеральная миграционная служба России (ФМС): история создания, задачи, структура. Основные направления деятельности и программы ФМС России. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Трудовая миграция из государств Центральной Азии и процесс ее регламентации | ||||||
6.1. | Миграционный потенциал центральноазиатских государств. Причины трудовой миграции. Основные страны въезда трудовых мигрантов. Правовой статус мигрантов в принимающей стране. Распределение трудовых мигрантов из разных стран по продолжительности работы в России | Лекции | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Нормативно-правовая база регламентации трудовой миграции в государствах ЦА и России | Практические | 3 | 4 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Оценки масштабов трансфертов незаконных трудовых мигрантов из государств ЦА в РФ | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Правовая база межгосударственного партнерства России и стран Центральной Азии в сфере миграции | ||||||
7.1. | Вопрос о принятии государствами ЦА международных принципов регламентации миграционного движения в сфере трудовой и вынужденной миграции. Законодательные акты в рамках СНГ. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ. Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. Работа по регулированию трудовой миграции в рамках ЕврАзЭС | Лекции | 3 | 4 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Анализ двусторонних соглашений в сфере миграционной политики. Двусторонние договоры РФ с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Учреждение миграционных представительств государств ЦА в России. Степень эффективности соглашений в сфере миграции | Практические | 3 | 2 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Душанбинское Соглашение 2007 г. «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ». Значение Декларации о согласованной миграционной политике 2007 г. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 30 | ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Демографические вызовы России и пути их решения 2. Миграция: мировые проблемы и тенденции 3. Миграционная политика в зарубежных странах 4. Миграционные процессы и миграционная политика в России и государствах Центральной Азии 5. Трудовая миграция в ЦАР 6. Нелегальная миграция в ЦАР 7. Миграционная политика в социально-экономическом развитии ЦАР |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Еремин | Демография: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Киселева Е. В. | МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — | МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Забейворота А. И. | Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Книжный мир, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.dergachev.ru/ - аналитический и образовательный портал. Институт геополитики проф. В. Дергачева. Материалы по геополитике, регионоведению, методологии. | |||
Э2 | www.obraforum.ru – Научно-образовательный форум по международным отношениям | |||
Э3 | http://www.intertrends.ru/current_issue.htm - Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики | |||
Э4 | http://www.fms.gov.ru | |||
Э5 | http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-po-migratsii-mom | |||
Э6 | http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml | |||
Э7 | http://www.dergachev.ru/book-10/10.html | |||
Э8 | http://президент.рф/acts/15635 | |||
Э9 | http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot | |||
Э10 | www.ilo.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru) 5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |