МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Доюрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление" утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Исходя из этой цели преподавание дисциплины «Маркетинг» предполагает решение следующих задач:
 постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на современных предприятиях, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
 ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании товарной политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга с учетом специфики рынка государственных и муниципальных услуг

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-24 владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность, принципы, методы и инструменты маркетигна
- особенности комплекса маркетинга услуг в государственном и муниципальном управлении
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать маркетинговые характеристики рынков государственных и муниципальных услуг
- разрабатывать комплекс маркетинга услуг в государственном и муниципальном управлении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - навыками и умениями в использовании инструментов и маркетинговыми технологий оказания государственных и муниципальных услуг деть

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия маркетинга
1.1. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства Лекции 4 2 ПК-24 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства Сам. работа 4 6 ПК-24 Л2.2, Л1.1, Л2.5
1.3. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства Практические 4 0 ПК-24 Л2.2, Л1.1
1.4. Теория потребительского поведения Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.5
1.5. Теория потребительского поведения Сам. работа 4 8 ПК-24 Л2.2, Л1.2
1.6. Теория потребительского поведения Практические 4 0 ПК-24 Л1.1, Л2.5
1.7. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний Лекции 4 0 ПК-24 Л2.2, Л1.1
1.8. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний Сам. работа 4 12 ПК-24 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний Практические 4 2 ПК-24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Среда маркетинга: структура и сущность. Виды и назначение маркетинговых исследований Лекции 4 2 ПК-24 Л1.2, Л2.3
2.2. Среда маркетинга: структура и сущность. Виды и назначение маркетинговых исследований Сам. работа 4 13 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.3. Среда маркетинга: структура и сущность. Виды и назначение маркетинговых исследований Практические 4 0 ПК-24 Л2.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
2.4. Сегментация рынка. Анализ потребителей. Анализ конкурентов Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.3
2.5. Сегментация рынка. Анализ потребителей. Анализ конкурентов Сам. работа 4 12 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.3
2.6. Сегментация рынка. Анализ потребителей. Анализ конкурентов Практические 4 2 ПК-24 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Сбытовая функция маркетинга
3.1. Товарная и марочная политика. Виды ценовых решений в маркетинге Лекции 4 0 ПК-24 Л2.2, Л1.1
3.2. Товарная и марочная политика. Виды ценовых решений в маркетинге Сам. работа 4 12 ПК-24 Л2.2, Л1.2
3.3. Товарная и марочная политика. Виды ценовых решений в маркетинге Практические 4 0 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.4. Виды и выбор каналов распределения Лекции 4 0 ПК-24 Л1.1, Л2.5
3.5. Виды и выбор каналов распределения Сам. работа 4 6 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2
3.6. Виды и выбор каналов распределения Практические 4 2 ПК-24 Л2.4, Л1.1
3.7. Формы активного продвижения товаров. Реклама и рекламная деятельность фирмы. Формирование имиджа фирмы Лекции 4 0 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.8. Формы активного продвижения товаров. Реклама и рекламная деятельность фирмы. Формирование имиджа фирмы Сам. работа 4 6 ПК-24 Л2.4, Л1.2
3.9. Формы активного продвижения товаров. Реклама и рекламная деятельность фирмы. Формирование имиджа фирмы Практические 4 0 ПК-24 Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Планирование маркетинга
4.1. Планирование маркетинга, порядок разработки плана маркетинга Лекции 4 0 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.5
4.2. Планирование маркетинга, порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 4 4 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л1.2
4.3. Организация и контроль маркетинга на предприятии. Области применения маркетинга Лекции 4 0 ПК-24 Л2.5, Л1.2
4.4. Планирование маркетинга, порядок разработки плана маркетинга Практические 4 0 ПК-24 Л2.4, Л1.1, Л2.5
4.5. Планирование маркетинга, порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 4 7 ПК-24
Раздел 5. Внедрение маркетинга на российских предприятиях
5.1. Организация и контроль маркетинга на предприятии. Области применения маркетинга Лекции 4 0 ПК-24 Л1.1, Л2.5
5.2. Организация и контроль маркетинга на предприятии. Области применения маркетинга Практические 4 0 ПК-24 Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 6. Международный маркетинг
6.1. Понятие международного маркетинга. Окружающая среда международного маркетинга Лекции 4 0 ПК-24
6.2. Понятие международного маркетинга. Окружающая среда международного маркетинга Практические 4 0 ПК-24
6.3. Типы реализации международного маркетинга Лекции 4 0 ПК-24
6.4. Типы реализации международного маркетинга Практические 4 0 ПК-24
6.5. Типы реализации международного маркетинга Сам. работа 4 4 ПК-24

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л1.2 Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг. Теория и практика: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн Маркетинг: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л2.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
Л2.4 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008
Л2.5 Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.adwertology.ru
Э2 www.marketing.ru
Э3 www.rectech.ru
Э4 www.4p.ru
Э5 www.pcweek.ru
Э6 www.cfin.ru
Э7 www.marketing.spb.ru
Э8 www.e-xecutive.ru/workshop
Э9 www.tacisinfaru/ru/case
Э10 www.sostav.ru
Э11 www.marketingandresearch.ru
Э12 www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf
Э13 www.dis.ru/im/marketing
Э14 www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf
Э15 Курс в Moodle «Основы маркетинга» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).