МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии социально-экономического моделирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии социально-экономического моделирования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 09.04.03 Прикладная информатика от 30.10.2014г, №1404. (степень "магистр")

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в управлении финансами
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р техн. наук, профессор В.И. Псарев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор В.И. Псарев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение математического аппрата социально-экономических исследований, методов его применения и встраивания в инструментальные средства для повышения обоснованности управленческих решений на всех уровнях эклномики, освоение информационных технологий решения экономических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
ПК-7 способностью выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков
ПК-8 способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие понятия и этапы математического моделирования социально-экономических систем и процессов;
основы финансово-экономического математического моделирования;
типовые методы и модели моделирования социальных процессов;
сущность методов математико-статистического анализа и прогнозирования экономической динамики;
основные понятия балансовых методов в экономике;
суть эконометрических методов анализа социально-экономических процессов;
основные типовые модели макро- и микроэкономики;
основные математические модели принятия решений.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать экономико-математические модели реальных экономических процессов и задач;
выбирать конкретное математическое обеспечение для рассматриваемых типов экономико-математические модели;
решать задачи на основе сформулированных моделей, как аналитическими методами, так и с использованием ЭВМ;
давать экономическую интерпретацию, как параметров модели, так и полученных результатов решения.
решать конкретные социально-экономические задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.типовыми методами и моделями моделирования социально-экономических процессов;
методами решения финансовых, балансовых и эконометрических задач, а также задач математико-статистического анализа экономических процессов с использованием информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели исследования операция
1.1. Понятие модели. Этапы процесса моделирования Лекции 3 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Линейные модели.Транспортная задача. двойственная задача Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Линейные модели.Транспортная задача. двойственная задача Сам. работа 3 22 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Балансовые модели экономики
2.1. Модель Леонтьева межотраслевого баланса. Статистическая балансовая модель. Исследование системы уравнений межотраслевого баланса. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Балансовые модели с факторами производства. Ценовые балансовые модели. Примеры решения задач. Лабораторные 3 6 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Балансовые модели с факторами производства. Ценовые балансовые модели. Примеры решения задач. Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Принятие решений в условиях неопределенности
3.1. Принятие решений в условиях неопределенности. Виды неопределенности. Статистические модели принятия решений. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Критерии Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица и т.д. Лабораторные 3 6 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Критерии Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица и т.д. Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Социально-экономическое прогнозирование
4.1. Задачи, роль и виды прогнозирования. Временные ряды и их анализ. Характеристики динамики социально-экономических явления Лекции 3 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов Сам. работа 3 11 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Итоговая аттестация
5.1. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л1.2 Гусева Е.Н. Экономико-математическое моделирование: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Флинта, 2016 ib.biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.2 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Математические модели и методы исследования систем управления: Барнаул : Алт. ун-та, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/45
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gks.ru/
Э2 http://www.intuit.ru/
Э3 http://window.edu.ru/
Э4 http://www.cemi.rssi.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Acrobat Reader
7-Zip
RStudio
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных Scopus (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека Elibrary (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.