МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геополитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Геополитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является освоение базовых основ геополитических знаний и представлений, позволяющих будущему бакалавру определить место страны, региона в общей системе мировой политики и осознанно выработать линию профессионального поведения, направленную на обеспечение интересов государства и граждан, с учетом влияния внешнеполитических и геостратегических факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и истоки геополитики; концепции классической и российской школы геополитики; геополитические теории и школы второй половины XX в.; положение России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Латинской Америки, мусульманских государств, Индии в новой системе геополитических отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государств; специфику развития геополитических процессов в различные исторические периоды; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по геополитической пробле-матике; давать научную оценку изменений, происходящих в геополи-тической структуре; анализировать геополитическую обстановку в различных странах и регионах с точки зрения результатов и последствий принятого управленческого решения, выявлять роль этого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений; анализировать положение России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Латинской Америки, мусульманских государств, Индии в новой системе геополитических отношений; применять количественный и качественный анализ при оценке состояния экономической, социальной, политической/геополитической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; оценивать характер геополитического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития; выявлять и характеризовать деятельность мировых геополитических субъектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социально-политического анализа и прогноза геополитических ситуаций; способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого/геополитического решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений; способностью анализировать принятые геополитические решения; навыками анализа положения России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Ла-тинской Америки, мусульманских государств, Индии в новой системе геополитических отношений; навыками применения количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической/геополитической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, обще-ственно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; навыками оценки характера геополитического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития; навыками выявления и характери-стики деятельность мировых геополитических субъектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Теоретико-методологические основы геополитики. Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Теоретико-методологические основы геополитики. Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Сам. работа 5 6 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Истоки геополитики Сам. работа 5 6 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики
2.1. Классическая геополитика Лекции 5 4 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Классическая геополитика Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Русская геополитическая школа Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Геополитические теории и школы второй половины XX в.
3.1. Современный атлантизм Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Мондиализм Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Континенталистская геополитика Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Геополитика в современном мире. Владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций. Умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
4.1. Россия в новой системе геополитических отношений Практические 5 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Россия в новой системе геополитических отношений Сам. работа 5 6 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Место США в системе геополитических отношений Практические 5 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Место США в системе геополитических отношений Сам. работа 5 6 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Европейская геополитика современности Практические 5 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Европейская геополитика современности Сам. работа 5 6 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Геостратегическая политика Китая Практические 5 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Геостратегическая политика Китая Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Геополитика Японии Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Геополитика мусульманских стран Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Геополитика стран Африки и Латинской Америки Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Индия в мировой геополитической системе Сам. работа 5 4 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Вопросы к зачету по курсу "Геополитика" Зачет 5 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. Вопросы к зачету представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельнои приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко, Ирина Алексеевна Геополитика современного мира: Учебник/ Василенко И.А.- 4-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Желтов, Виктор Васильевич Геополитика: теория и история: Учебное пособие.- : Москва : Вузовский учебник, 2016 http://znanium.com/catalog/product/51439262 изменить электронный адрес на: http://znanium.com/catalog/product/514392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дугин, Александр Гельевич Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством/ А. Г. Дугин.- [3-е изд., доп.].- : М. : АРКТОГЕЯ-центр, 1999
Л2.2 Ачкасов, Валерий Алексеевич Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов/ В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов: М. : Аспект Пресс, 2011, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт геополитики профессора Дергачева www.dergachev.ru
Э2 Информационно-аналитический портал: Геополитика посмодерна geopolitica.ru
Э3 Геополитика (авторский проект В. Трофимова) www.geopolitics.ru
Э4 ЭБС Юрайт
Э5 Журнал «Геополитика» geopolitica.ucoz.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Геополитика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах, истоках геополитики, а также об идеях классической геополитики и русской школы геополитики, о геополитических теориях второй половины XX в. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Геополитика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Особое внимание на практических занятиях будет акцентироваться на геополитических теориях и школах второй половины XX в., а также пристальное внимание будет уделяться системе геополитических отношений, сложившейся после распада СССР. Важно оценить принимаемые геополитические решения различными государствами с точки зрения влияния на принятые решения социальной, экономической, политической среды, деятельности различных органов власти. Что позволяет говорить о месте этих государств в современной системе геополитических отношений.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций .
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к темам практических занятий и к зачету.