МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы GR

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы GR

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы GR» является раскрытие теоретических основ «GR-связей» с государством, изучение системы частно-государственного партнерства, анализ практики принятия государственных решений и способов влияния на этот процесс негосударственных акторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии
ПК-12 способностью к использованию политико-управленческих технологий, созданию организационных структур в сфере политики, владение навыками институционального инжиниринга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы GR; технологи продвижения интересов; механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов; механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ и муниципалитетов; взаимодействие Законодательных (представительных) органов власти РФ с обществом; особенности взаимодействия исполнительной власти РФ с обществом и бизнесом; механизмы и технологии GR-деятельности; социально-ориентированную деятельность бизнеса и GR-отношения с государством
3.2.Уметь:
3.2.1.раскрывать теоретические основы GR; применять технологии продвижения интересов; организовать и планировать свою деятельность на основе полученных знаний об основах GR-деятельности, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии; анализировать механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов; анализировать механизмы и технологии GR-деятельности; анализировать социально-ориентированную деятельность бизнеса и GR-отношения с государством; использовать политико-управленческие технологии, создавать организационные структуры в сфере политики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа теоретических основ GR; применения технологий продвижения интересов; способностью организовать и планировать свою деятельность на основе полученных знаний об основах GR-деятельности, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии; навыками анализа механизма принятия государственных решений и способов влияния на него различных негосударственных агентов; навыками анализа механизмов и технологий GR-деятельности; навыками анализа социально-ориентированной деятельности бизнеса и GR-отношений с государством; способностью к использованию политико-управленческих технологий, созданию организационных структур в сфере политики, владение навыками институционального инжиниринга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы GR
1.1. Концепции, раскрывающие функции «связей с государством»: концепция «governance», теория политических сетей, концепция возрождения государства и усиление его координирующей роли. Соотношение понятий: лоббизм и GR, GR и «Publik affairs», GR и PR. Цель, задачи, функции GR. Мировой опыт организации GR. Организация и планирование своей деятельности, применение полученных знаний для формирования собственной жизненной стратегии Лекции 3 4 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
1.2. Концепции, раскрывающие функции «связей с государством»: концепция «governance», теория политических сетей, концепция возрождения государства и усиление его координирующей роли. Соотношение понятий: лоббизм и GR, GR и «Publik affairs», GR и PR. Цель, задачи, функции GR. Мировой опыт организации GR. Организация и планирование своей деятельности, применение полученных знаний для формирования собственной жизненной стратегии Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Государственная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества
2.1. Система государственно-частного партнерства: отечественный и зарубежный опыт. Правовая база для развития государственно-частного партнерства в РФ. GR-деятельность в системе государственно-частного партнерства. Формы взаимодействия бизнеса и государственных структур в системе государственно-частного партнерства. Практические 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
2.2. Система государственно-частного партнерства: отечественный и зарубежный опыт. Правовая база для развития государственно-частного партнерства в РФ. GR-деятельность в системе государственно-частного партнерства. Формы взаимодействия бизнеса и государственных структур в системе государственно-частного партнерства. Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
2.3. Государственная политика по взаимодействию с гражданским обществом Практические 3 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
2.4. Государственная политика по взаимодействию с гражданским обществом Сам. работа 3 4 ОПК-7 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов
3.1. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов Сам. работа 3 6 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ и муниципалитетов Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ И муниципалитетов Сам. работа 3 6 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Органы государственной власти РФ и GR. Использование GR-деятельности для выстраивания связей с органами власти
4.1. Взаимодействие Законодательных (представительных) органов власти РФ с обществом Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Взаимодействие Законодательных (представительных) органов власти РФ с обществом Сам. работа 3 6 ПК-12 Л2.2, Л1.1
4.3. Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с обществом и бизнесом Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с обществом и бизнесом Сам. работа 3 6 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Механизмы и технологии GR-деятельности и их использование в сфере институционального инжиниринга
5.1. Лоббизм как особая технология GR-деятельности. Определение и форы общественной поддержки. «Инновационные» технологии формирования поддержки. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности. Мониторинг государственной политики и деятельности органов власти. GR-коммуникации в процессе размещения государственного и муниципального заказов. Специальные GR-мероприятия. Технологии медиарилейшнз и функции GR-специалиста. Практические 3 4 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Лоббизм как особая технология GR-деятельности. Определение и форы общественной поддержки. «Инновационные» технологии формирования поддержки. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности. Мониторинг государственной политики и деятельности органов власти. GR-коммуникации в процессе размещения государственного и муниципального заказов. Специальные GR-мероприятия. Технологии медиарилейшнз и функции GR-специалиста. Сам. работа 3 8 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социально-ориентированная деятельность бизнеса и GR-отношения с государством
6.1. Спонсорство как механизм GR-взаимодействия Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Спонсорство как механизм GR-взаимодействия Сам. работа 3 6 ПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавокин, Евгений Петрович Политическое управление: учебное пособие: Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", , 2019 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юкаева, Валентина Семеновна Принятие управленческих решений: учебник/ В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Богатуров А.Д. Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012 7 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Полис» («Политические исследования») www.politstudies.ru
Э2 Российский профессиональный портал о лоббизме и GR // www.lobbying.ru
Э3 Политнаука: политология в России и мире www.politnauka.org
Э4 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э6 Правительство Алтайского края www.altairegion22.ru
Э7 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия с магистрантами по курсу «Основы GR» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических основах GR-связей с государством. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Основы GR» ориентированы на то, чтобы магистранты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология» по программе «Политическое управление и PR», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на предлагаемые практические задания.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению механизмов и технологий GR-деятельности. При их изучении магистранты должны четко ответить на вопрос: «Каким образом организовать и осуществлять GR-деятельность?». Отсюда главное внимание необходимо обратить именно на технологию реализации GR-деятельности .
Еще один важный блок, требующий значительной подготовки и самостоятельной работы – современная государственная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества. От магистрантов при их изучении требуется как знание современной государственной политики по взаимодействию с гражданским обществом, так и понимание системы государственно-частного партнерства.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых магистрант может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическому занятии проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий GR-деятельности. Поэтому по возможности магистрант должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание магистрантом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам современной государственной политики РФ в отношении бизнеса и гражданского общества, государственно-частного партнерства, принятия государственных решений, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, а также сайты региональных органов власти, позволяющие проследить специфику в реализации GR-деятельности на региональном уровне.