МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Высшая математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент Петров Евгений Петрович

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор Ковалева А.В.

Рабочая программа дисциплины
Высшая математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1415)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2016-2017 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева А.В., профессор, д.с.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ковалева А.В., профессор, д.с.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.•дать студентам основные понятия о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений, об основных математических структурах и методах, об основных математических открытиях в истории математики;
•привить студентам навыки использования математических методов в практической деятельности;
•показать студентам универсальный характер вероятностных и статистических методов для получения комплексного представления при создании математических моделей простейших систем и процессов в языке и познании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•о математике как науке;
•об аксиоматическом методе в научном познании.
•О возможности применения в социально-гуманитарной сфере теоретических основ и методов математики, элементов теории множеств и теории вероятностей.

•Об основных и составных математических структурах.
•О множествах, способах их задания, действиях над ними.
•О комбинаторике, правилах комбинаторики, формулах комбинаторики.
•О теории вероятностей как науке.
•Об основных законах распределения случайных величин: биномиальном, Пуассона, равномерном, нормальном.
•О математической статистике как науке, ее задачах.
3.2.Уметь:
3.2.1.•использовать математику как метод мышления, как язык;
•формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения;
•использовать методы теории вероятностей и статистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•приемами систематизации данных, структурирования описания предметной области;
•методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Математика как наука. История математики Древнего Египта. История математики Древнего Вавилона. История математики Древнего Китая.Основные математические понятия. Аксиоматический метод в научном познании. Основные и составные математические структуры. Понятие множества. Способы задания множеств. Подмножество. Число элементов множества. Счетные и несчетные множества. Примеры. Операции над множествами: объединение, пересечение, разность, дополнение, декартово произведение. Диаграммы Эйлера – Венна. Свойства операций над множествами. Лекции 1 4 ОК-7
1.2. Элементы математической логики. Основные логические операции. Формулы алгебры высказываний. Равносильность. Множества истинности. Логические отношения. Проверка правильности рассуждений. Построение формул алгебры высказываний по заданной функции. Релейно-контактные схемы и алгебра высказываний. Логика предикатов. Кванторы. Лекции 1 2 ОК-7 Л1.2
1.3. Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии. Операции над векторами и матрицами. Системы линейных алгебраических уравнений. Определители и их свойства. Лекции 1 4 Л2.3
1.4. Элементы математического анализа. Предел последовательности и функции. Производная, ее геометрический и механический смысл; правила дифференцирования функций; приложение производной к исследованию функций. Функция нескольких переменных, Неопределенный и определенный интегралы. Ряды. Дифференциальные уравнения: дифференциальные уравнения первого порядка; линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Лекции 1 6 ОК-7 Л2.3, Л2.2
1.5. Комбинаторика. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания (с повторениями и без повторений). Примеры решения задач на применение правил и формул комбинаторики. Лекции 1 2 ОК-7 Л2.1
1.6. Теория вероятностей. Случайное событие. Виды случайных событий. Классическое определение вероятности. Свойства вероятностей. Геометрическая вероятность. Статистическая вероятность (относительная частота). Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Полная группа событий. Формула полной вероятности. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Формула Пуассона. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.1
1.7. Случайные величины. Виды случайных величин: дискретные и непрерывные. Способы задания случайных величин. Числовые характеристики случайных величин. Основные законы распределения случайных величин: биномиальный, Пуассона, равномерный, нормальный. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.1
1.8. Математическая статистика. Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Полигон и гистограмма. Числовые характеристики статистического распределения: среднее выборочное, выборочная дисперсия, размах, мода, медиана. Статистические оценки параметров распределения: точечные и интервальные. Нахождение законов распределения случайных величин на основе опытных данных. Проверка статистических гипотез. Критерий согласия Пирсона. Лекции 1 2 ОК-7 Л2.1
Раздел 2.
2.1. Задачи по теории множеств. Практические 1 2 ОК-7 Л1.2
2.2. Логические задачи. Практические 1 2 ОК-7 Л1.2
2.3. Задачи по аналитической геометрии и линейной алгебре. Практические 1 2 ОК-7
2.4. Предел, производная. Практические 1 2 ОК-7
2.5. Интеграл, ряда, дифференциальные уравнения. Практические 1 2 ОК-7
2.6. Комбинаторика. Практические 1 2 ОК-7 Л1.1
2.7. Задачи на определение вероятности. Практические 1 2 ОК-7 Л1.1
2.8. Повторные независимые испытания. Практические 1 2 ОК-7 Л1.1
2.9. Случайные величины. Практические 1 2 ОК-7 Л1.1
2.10. Основные понятия математической статистики. Практические 1 2 ОК-7 Л1.1
Раздел 3.
3.1. История развития математики. Формирование понятия числа. Натуральные числа. Целые числа. Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа. Комплексные числа. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Сам. работа 1 2 ОК-7
3.2. Счетные и несчетные множества. Решение задач на определение количества элементов множества. Мощность множества. Сам. работа 1 3 ОК-7 Л1.2
3.3. Элементы математической логики. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л1.2
3.4. Элементы аналитической геометрии и линейной алгебры. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.3
3.5. Элементы математического анализа. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.3, Л2.2
3.6. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики с повторениями. Решение комбинаторных задач. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л1.1
3.7. Классическая вероятность. Геометрические вероятности. Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Применение формул комбинаторики для вычисления вероятностей. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.8. Случайные величины. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.9. Основные характеристики статистического распределения (выборочное среднее, выборочная дисперсия, выборочное среднее квадратическое отклонение). Сам. работа 1 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.10. Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету

1.Что называют множеством, элементом множества?
2.Какие множества называются счетными (несчетными)?
3.Какие способы задания множеств Вам известны?
4.Какие отношения между множествами Вы знаете?
5.Дайте определение объединения множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
6.Дайте определение пересечения множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
7.Дайте определение разности множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
8.Дайте определение дополнения множества. Приведите пример. Поясните с помощью диаграммы Эйлера.
9.Запишите формулу для нахождения числа элементов объединения двух (трех) множеств.
10.Какие отношения называются бинарными?
11.Какие свойства бинарных отношений Вам известны.
12.Какое отношение называется отношением эквивалентности?
13.Какое событие называют случайным?
14.Что называют испытанием?
15.Какое событие называют достоверным? Приведите примеры.
16.Какое событие называют невозможным? Приведите примеры.
17.Какие события называют совместными? Приведите примеры.
18.Какие события называют несовместными? Приведите примеры.
19.Какие события называют равновозможными? Приведите примеры.
20.Какие события называют противоположными? Приведите примеры.
21.Что называют полной группой событий? Приведите примеры событий, образующих полную группу.
22.Какие исходы испытания называют элементарными?
23.Какие элементарные исходы называют благоприятствующими данному событию?
24.Сформулируйте классическое определение вероятности.
25.Укажите недостатки классического определения вероятности.
26.Что понимается под статистическим определением вероятности?
27.Чем отличаются классическое и статистическое определения вероятности?
28.Что понимают под субъективной вероятностью события?
29.Что изучает комбинаторика?
30.Назовите типы комбинации, которые вам известны.
31.Что называют перестановками?
32.По какой формуле вычисляют число перестановок из n различных элементов?
33.Что называют размещениями? Запишите формулу, по которой вычисляют число размещений из n элементов по m.
34.Что называют сочетаниями? Запишите формулу, по которой вычисляют число сочетаний из n элементов по m.
35.Для каких комбинаций важен порядок элементов?
36.Для каких комбинаций важен состав элементов?
37.Для каких комбинаций важен и порядок и состав элементов?
38.Для каких комбинаций важен только порядок элементов?
39.Для каких комбинаций важен только состав элементов?
40.По какой формуле вычисляется число перестановок из n элементов, если элементы повторяются?
41.Какой формулой определяется число размещений с повторениями из n элементов по m элементов?
42.Какой формулой определяется число сочетаний с повторениями из n элементов по m элементов?
43.Что называют суммой двух событий?
44.Что называют произведением двух событий?
45.Чему равна вероятность суммы двух несовместных событий?
46.Сформулируйте теорему сложения.
47.Чему равна сумма вероятностей событий, образующих полную группу?
48.Сформулируйте теорему умножения вероятностей зависимых событий.
49.Что означает, что два события независимы?
50.Чему равна вероятность произведения двух независимых событий?
51.Какие события называются независимыми в совокупности?
52.Сформулируйте теорему умножения вероятностей n событий, независимых в совокупности.
53.Как найти вероятность появления хотя бы одного из n независимых в совокупности событий?
54.Как найти вероятность появления хотя бы одного из n независимых событий, имеющих одинаковые вероятности?
55.Если события не являются независимыми в совокупности, как найти вероятность того, что хотя бы одно из них произойдет?
56.Сформулируйте теорему сложения вероятностей совместных событий.
57.Что называется гипотезами?
58.Запишите формулу полной вероятности для n гипотез.
59.Какими должны быть испытания, чтобы можно было применять формулу Бернулли?
60.Какой вид имеет эта формула?
61.В каком случае формулой Бернулли нельзя воспользоваться?
62.Какое число называют наивероятнейшим? Как находится это число?
63.Как найти вероятность того, что в n независимых испытаниях событие А наступит: а) менее m раз; б) более m раз; в) не менее m раз; г) не более m раз?
64.Что называется случайной величиной?
65.Назовите виды случайных величин.
66.Что понимается под дискретной случайной величиной?
67.Сколько возможных значений может у нее быть?
68.Что понимается под непрерывной случайной величиной?
69.Сколько возможных значений может у нее быть?
70.Какими способами можно задать дискретную случайную величину?
71.Как построить многоугольник распределения?
72.Какие числовые характеристики случайной величины вам известны?
73.Дайте определение математического ожидания.
74.Запишите формулу для вычисления математического ожидания дискретной случайной величины.
75.Дайте определение отклонения случайной величины от ее математического ожидания?
76.Чему равно математическое ожидание отклонения любой случайной величины от ее математического ожидания?
77.Дайте определение дисперсии.
78.Запишите формулу для вычисления дисперсии дискретной случайной величины.
79.Что такое среднее квадратическое отклонение случайной величины?
80.Как вычисляется квадратическое отклонение случайной величины?
81.Какие законы распределения дискретной случайной величины вам известны?
82.Что означает, что случайная величина распределена по биномиальному закону?
83.Как определяются для случайной величины распределенной по биномиальному закону?
84.Что означает, что случайная величина распределена по закону Пуассона?
85.Как найти математическое ожидание и дисперсию случайной величины распределенной по закону Пуассона?
86.Дайте определение функции распределения вероятностей случайной величины.
87.Дайте определение плотности распределения вероятностей непрерывной случайной величины.
88.Какие числовые характеристики непрерывных случайных величин вы знаете?
89.Какие законы распределения непрерывной случайной величины вам известны?
90.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена равномерно?
91.Как определяются для равномерно распределенной случайной величины?
92.Нарисуйте график плотности распределения равномерно распределенной случайной величины.
93.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена по нормальному закону?
94.Чему равны числовые характеристики нормально распределенной случайной величины?
95.Нарисуйте график плотности распределения нормально распределенной случайной величины.
96.Как называется график плотности распределения нормально распределенной случайной величины?
97.Какие условия указываются в теоремах, носящих общее название закона больших чисел?
98.Какие теоремы относятся к закону больших чисел?
99.Сформулируйте неравенство Чебышева.
100.В чем заключается практическое значение неравенства Чебышева?
101.В чем заключается теоретическое значение неравенства Чебышева?
102.Сформулируйте теорему Чебышева.
103.В чем заключается сущность теоремы Чебышева?
104.В чем заключается практическое значение теоремы Чебышева?
105.Сформулируйте теорему Бернулли.
106.Что изучает математическая статистика?
107.Перечислите основные задачи математической статистики.
108.Дайте определение генеральной совокупности.
109.Дайте определение выборочной совокупности.
110.В чем состоит сущность выборочного метода?
111.Какую выборку называют репрезентативной?
112.Какие способы отбора вам известны?
113.Что понимают под статистическим распределением выборки?
114.Как составляется дискретное статистическое распределение?
115.Как составляется интервальное статистическое распределение?
116.Как строится полигон?
117.Как строится гистограмма?
118.Дайте определение выборочной средней.
119.Как вычисляется выборочное среднее?
120.Дайте определение выборочной дисперсии.
121.Как вычисляется выборочная дисперсия?
122.Дайте определение выборочного среднего квадратического отклонения.
123.Как вычисляется выборочное среднее квадратическое отклонение?
124.Дайте определение моды.
125.Как находится мода?
126.Дайте определение медианы.
127.Как находится медиана?
128.В каком случае опытные данные можно выравнять с помощью закона распределения Пуассона?
129.В каком случае опытные данные можно выравнять с помощью нормального закона распределения?
130.Что понимают под статистической гипотезой?
131.Что такое критерий согласия?
132.Зачем применяется критерий согласия Пирсона?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Множества.
2. Комбинаторика.
3. Вероятности событий.
4. Повторные независимые испытания.
5. Случайные величины.
6. Критерий согласия Пирсона.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов Г.И. Задачник по теории вероятностей: М., Высшая школа, 1986
Л1.2 Мальцев Ю.Н. Основания математики: учебное пособие Барнаул, Изд-во АлтГУ, 1996
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петров Е.П. Высшая математика для студентов-биологов. Часть 3. : Учебное пособие Барнаул: АлтГУ, // ЭБС АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/257
Л2.2 Петров Е.П. Высшая математика для студентов-биологов. Часть 4. : Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ , // ЭБС АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Петров Е.П. Высшая математика для студентов-биологов. Часть 1. : Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ , // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Высшая математика для гуманитариев portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обозначенные процедуры проходят в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО «АлтГУ»

Текущий контроль.
Предусмотрены 3 контрольные работы (темы см. выше). Их продолжительность не превышает 80 минут. Переписывание работ не предусмотрено.

Промежуточная аттестация
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа, который затем (по окончании экзамена) сдается экзаменатору.
- При проведении устного экзамена экзаменационный билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке.
- Экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи, которые изучались на практических занятиях.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

В экзаменационные билеты включены два вопроса: первый теоретический (список вопросов см. выше) - из одного семестра, второй - задача - из другого семестра.

Методические указания для лекционных занятий
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.