МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.- м.н., доцент Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент Д.В. Аникин

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 20.06.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 20.06.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются:
- ознакомление бакалавров с технологией работы на компьютере в образовательной деятельности;
- формирование компьютерной грамотности и целостного представления о возможностях использования компьютерной техники в образовательной деятельности;
- овладение практическими навыками использования программ и программных пакетов.
Задачи:
- ознакомление бакалавров с основными принципами использования компьютерных технологий в учебной, образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- получение практических навыков использования компьютерных технологий в работе над образовательными проектами;
- конструирование и управление информационными потоками;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные характеристики компьютера, глобальной сети Интернет и методы работы в ней;
- базовые основы работы в компьютерных приложениях, основы использования информационных систем, основы HTML.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в профессиональной деятельности различные компьютерные приложения, графические редакторы, информационные системы;
- разрабатывать и сопровождать веб-проекты;
- быть готовым в профессиональной деятельности, соблюдать основные требования информационной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы в основных системах и компьютерных программах, необходимых для осуществления учебной и научной деятельности в Интернете;
- работы в графических редакторах (LibreOffice Draw или др.);
- разработки презентации (LibreOffice Impress, Prezi.com);
- создания html-странички (Блокнот, Kompozer), навыками ведения сайтов (cms-системы – WordPress и др.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерные технологии
1.1. Теоретические основы информационных технологий Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Теоретические основы информационных технологий Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Форматирование и структурирование электронного текстового документа Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Форматирование и структурирование электронного текстового документа Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Электронные таблицы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Электронные таблицы Сам. работа 7 12 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Создание план-схемы в графическом редакторе Практические 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Создание план-схемы в графическом редакторе Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Разработка презентаций на Prezi.com Лабораторные 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Разработка презентаций на Prezi.com Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Компьютерные сети
2.1. Компьютерные сети, интранет Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Компьютерные сети, интранет Сам. работа 7 12 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Проверка работоспособности компьютерной сети Лабораторные 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Службы Интернета Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Службы Интернета Сам. работа 7 14 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Верстка сайта на языке html Лабораторные 7 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Верстка сайта на языке html Сам. работа 7 16 ОПК-1, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания в тестовой форме, задания для контрольных работ, задания для выполнения проектов, вопросы к зачету. Используемые формы текущего контроля: контрольные работы, тестирование, проектные работы.

Примерные контрольные вопросы
1. Роль коммуникативных и IT-технологий в структуре современного общества – информационное общество, сетевое общество, виртуальное общество
2. Определение понятий информационные технологии и информационные процессы. Телекоммуникации как вид информационных технологий.
3. Новые информационные технологии. Основные компоненты: аппаратный, программный, информационный.
4. Функциональная и техническая характеристика компьютера.
5. Компьютерные приложения как средства создания ПР-документов, организации презентаций и поддержки ПР-мероприятий.
6. Текстовый процессор: характеристика, основные панели инструментов, механизмы работы с ними
7. Табличный процессор: характеристика, основные панели инструментов, механизмы работы с ними
8. Презентации: общая характеристика и классификация. Разработка сценария, подбор материала, создание презентации
9. Prezi.com: характеристика, основные панели инструментов, механизмы работы с ними.
10. Векторная и растровая графика, их особенности и характеристики
14. Общая характеристика сети Интернет.
15. История развития сети Интернет.
16. Организация и управление коммуникациями в сети Интернет.
20. Html – язык разметки гипертекста.
21. Технические и коммуникативные возможности сайтов.
22. Основные компоненты сайта: дизайн, движок, контент.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Роль коммуникативных и IT-технологий в структуре современного общества
Телекоммуникации как вид информационных технологий
Аудитория Рунета
Виды таргетинга
Основные системы статистики
Способы и показатели оценки эффективности сайта
Контекстная реклама
Механизмы внешней и внутренней поисковой оптимизации
Мониторинг и поиск «своей» аудитории в сети Интернет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Грошев А.С., Закляков П.В. Информатика: учебное пособие М. : ДМК Пресс, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 АлтГУ Информатика в экономике и управлении: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.3 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л2.4 Новожилов О.П. Информатика: учеб. пособие М.: "Юрайт", 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для лекционных занятий
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.