МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в проведении социологических исследований в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Петров Евгений Петрович

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в проведении социологических исследований в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать общие представления о математике как особом способе познания мира, ее месте и роли в гуманитарных науках; возможностях применения математических методов в учебной и профессиональной деятельности;привить компетенции в сфере обработки статистических данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о математике как науке; об аксиоматическом методе в научном познании; о возможности применения в социально-гуманитарной сфере теоретических основ и методов математики, элементов теории множеств и теории вероятностей; об основных и составных математических структурах; о множествах, способах их задания, действиях над ними; о комбинаторике, правилах комбинаторики, формулах комбинаторики; о теории вероятностей как науке; об основных законах распределения случайных величин: биномиальном, Пуассона, равномерном, нормальном; о математической статистике как науке, ее задачах, о ее применении в социологических исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать математику как метод мышления, как язык; использовать методы теории вероятностей и статистики при анализе социальных процессов; формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; использовать методы теории вероятностей и статистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самоорганизации и самообразования; приемами систематизации данных, структурирования описания предметной области; методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов в рамках социологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. лекционный материал
1.1. Математика как наука. История математики Древнего Египта. История математики Древнего Вавилона. История математики Древнего Китая.Основные математические понятия. Аксиоматический метод в научном познании. Основные и составные математические структуры Лекции 1 1 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие множества. Способы задания множеств. Подмножество. Число элементов множества. Счетные и несчетные множества. Примеры. Операции над множествами: объединение, пересечение, разность, дополнение, декартово произведение. Диаграммы Эйлера – Венна. Свойства операций над множествами. Понятие бинарного отношения. Примеры. Способы задания бинарных отношений. Свойства бинарных отношений (рефлексивность, симметричность, транзитивность). Эквивалентность. Применение тегретико-множественных подходов в области политологии. Лекции 1 1 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Что изучает комбинаторика. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания (с повторениями и без повторений). Примеры решения задач на применение правил и формул комбинаторики. Лекции 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Теория вероятностей как наука. Случайное событие. Виды случайных событий. Классическое определение вероятности. Свойства вероятностей. Геометрическая вероятность. Статистическая вероятность (относительная частота). Субъективная вероятность. Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Полная группа событий. Формула полной вероятности. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Формула Пуассона. Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа. Формула нахождения вероятности отклонения относительной частоты от постоянной вероятности в независимых испытаниях. Наивероятнейшее число появлений события в независимых испытаниях, формула его нахождения. Применение теоретико-вероятностных подходов в области политологии. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Случайные величины. Виды случайных величин: дискретные и непрерывные. Способы задания случайных величин. Числовые характеристики случайных величин. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные законы распределения случайных величин: биномиальный, Пуассона, равномерный, нормальный. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Статистические оценки параметров распределения: точечные и интервальные. Нахождение законов распределения случайных величин на основе опытных данных. Проверка статистических гипотез. Критерий согласия Пирсона. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Лекции 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. практические занятия
2.1. Множества. Бинарные отношения и их свойства. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Комбинаторика. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Классическое определение вероятности. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Основные теоремы теории вероятностей. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Повторные независимые испытания. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Случайные величины. Практические 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Основные законы распределения случайных величин. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Оценки параметров распределения. Метод моментов. Критерий согласия Пирсона. Проверка гипотезы о виде распределения генеральной совокупности. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Основные понятия математической статистики. Практические 1 2 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. самостоятельная работа
3.1. История развития математики в России. Формирование понятия числа. Натуральные числа. Целые числа. Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа. Комплексные числа. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Счетные и несчетные множества. Решение задач на определение количества элементов множества. Мощность множества. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Классы эквивалентности. Отношение порядка (строгий и нестрогий порядок). Полностью и частично упорядоченные множества. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики с повторениями. Решение комбинаторных задач. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Применение формул и правил комбинаторики к решению задач. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Статистическая вероятность. Геометрические вероятности. Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Применение формул комбинаторики для вычисления вероятностей. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Формулы Байеса. Их применение к решению практических задач. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа, их применение к решению задач. Формула нахождения вероятности отклонения относительной частоты от постоянной вероятности в независимых испытаниях, ее применение к решению задач. Наивероятнейшее число появлений события в независимых испытаниях, формула его нахождения. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Определение непрерывной случайной величины. Определение плотности распределение вероятностей. известной функции распределения. Нахождение вероятности того, что случайная величина примет значение из некоторого интервала. Нахождение математического ожидания, дисперсии, среднего квадратического отклонения. Сам. работа 1 8 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Основные характеристики статистического распределения (выборочное среднее, выборочная дисперсия, выборочное среднее квадратическое отклонение). Сам. работа 1 10 ОК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Гмурман Теория вероятностей и математическая статистика: , Электронная библиотека "Юрайт": biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петров Е.П. Высшая математика для студентов-биологов. Часть 3. : Учебное пособие Барнаул: АлтГУ, // ЭБС АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/257
Л2.2 Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие М.: Юрайт, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Высшая математика для гуманитариев portal.edu.asu.ru
Э2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие Электронная библиотека "Юрайт" - http://biblio-online.ru
Э3 Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие Университетская библиотека On-line - http://biblioclub.ru
Э4 Агапов Г.И. Задачник по теории вероятностей edu-lib.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Методические указания для лекционных занятий
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.