Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Гражданский процесс. Трудовое право |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_04_01_ГП-с,ТП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
в том числе инт. | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины "Альтернативные способы разрешения споров" является получение представлений об иных, помимо судебной, форм защиты права, их системе, правовом регулировании и порядке проведения и осуществления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-2 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения |
ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-2: основные положения Европейского кодекса поведения медиаторов. ПК-8: основные приемы выявления коррупциогенных факторов. ПК-9: основные положения ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве)". ПК-10: основные тенденции модернизации организационно – управленческой деятельности руководителей юридических служб. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-2: формировать и сохранять безупречную репутацию. ПК-8: применять альтернативные формулировки нормативных положений с сохранением смысла нормы права. ПК-9: определять состав арбитража для разрешения конкретного дела. ПК-10: применять инновационные подходы при распределении нагрузки работников юридических служб. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-2: навыками разрешения конфликтов интересов. ПК-8: навыками формирования юридических заключений, определения их структуры и содержания. ПК-9: навыками разрешения спорных конфликтных ситуаций. ПК-10: навыками организации работы при подготовки к судебным разбирательствам гражданских дел, а также их ведении. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | ||||||
1.1. | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | Практические | 3 | 8 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | ||||||
2.1. | История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | Практические | 3 | 8 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров. Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | ||||||
3.1. | Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | Лекции | 3 | 0 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | Практические | 3 | 8 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | ||||||
4.1. | Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | Лекции | 3 | 0 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Лабораторный практикум | ||||||
5.1. | Доверителем выдано поручение представителю добиться удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства с целью последующего заключения сторонами и утверждения судом мирового соглашения, направленного на окончание производства по делу. Необходимо продумать, сформулировать и составить в правильной последовательности перечень процессуальных действий, подлежащих совершению с описанием формы и способа реализации каждого из них с расчетом вероятности получения положительного результата от каждого из них. | Лабораторные | 3 | 2 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | |
Раздел 6. Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. | ||||||
6.1. | Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. | Лекции | 3 | 0 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Основы организации и деятельности арбитражей в Российской Федерации. Арбитраж (третейское разбирательство) и разрешение дел. Оспаривание решений арбитражей. Исполнение решений арбитражей. | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закреплены в приложении к настоящей программе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Является приложением к настоящей программе. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Ярков | Гражданский процесс: Учебник | Infotropic Media, 2021 | e.lanbook.com |
Л1.2 | О. Ю. Скворцов | Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | https://biblio-online.ru/book/D6C55907-25AD-40F8-BC98-6E78BDBFDBF8/ |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. М.А. Фокиной | Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс: | Статут, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Юрист: Научно - практический | ИГ "Юрист", Выходит ежемесячно | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт арбитражного суда Алтайского края | www.altai-krai.arbitr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows, Microsoft office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационные справочные системы: СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/); СПС "Гарант". Профессиональные базы данных: Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
402С | кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях |
213С | учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы) |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Учебный курс по дисциплине "Альтернативные способы разрешения споров" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Организационные формы обучения: • контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями; • групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям; • самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера; • внеаудиторная работа, исследовательская работа. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Критерии оценки Оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «незачтено» выставляется студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. |