МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квантовая механика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович;к.ф.-м.н., доцент, Маслова Ольга Андреевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Квантовая механика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знание фундаментальных квантово-механических законов;
освоение квантово-механической теории строения и эволюции вещества;
овладение общими квантово-механическими подходами и методами решения задач расчёта свойств вещества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать теоретические основы фундаментальных разделов математики и физики в профессиональной деятельности
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физические основы необходимые для решения профессиональных задач в области квантовой механики
понятийный аппарат квантовой механики и его связь с системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать математический аппарат в решении типовых профессиональных задач по основным разделам квантовой механики
Решать модельные задачи механики квантовой частицы и анализировать их решения в терминах атомно-молекулярной структуры веществ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками решения профессиональных задач квантовой механики
формами и методами научного познания при формулировании и решении профессиональных задач в области квантовой механики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет квантовой механики. Основные этапы развития квантовой теории. Главные тенденции в развитии квантовой механики. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
1.2. Предмет квантовой механики и квантовой химии. Основные этапы развития квантовой теории. Главные тенденции в развитии квантовой механики и квантовой химии. Сам. работа 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
Раздел 2. Математический и понятийный аппарат квантовой механики
2.1. Основные постулаты, математический и понятийный аппарат механики квантовой частицы. Элементы функционального анализа: функционалы, гильбертово пространство, линейные и эрмитовы операторы. Коммутационные соотношения. Обозначения Дирака. Матричные представления векторов, функционалов и операторов в гильбертовом пространстве. Разложение по полной системе ортонормированных базисов собственных векторов самосопряженных линейных операторов. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.2. Конечномерные линейные пространства. Пространства Гильберта. Эрмитовы линейные операторы. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.3. Конечномерные линейные пространства. Пространства Гильберта. Эрмитовы линейные операторы. Координатное представление операторов физических наблюдаемых. Алгебра операторов. Вычисление вероятности нахождения квантовой частицы в заданной области физического пространства Практические 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.4. Подготовка к семинару по теме "Конечномерные линейные пространства. Пространства Гильберта. Эрмитовы линейные операторы. Координатное представление операторов физических наблюдаемых. Алгебра операторов. Вычисление вероятности нахождения квантовой частицы в заданной области физического пространства" Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.5. Постулат о состоянии квантовой частицы и её волновой функции. Принцип суперпозиции состояний. Плотность вероятности распределения частиц в физическом пространстве. Постулат о физических наблюдаемых квантовой частицы. Принципы дополнительности и соответствия. Операторы координат, импульсов, угловых моментов, кинетической и потенциальной энергии. Оператор Гамильтона. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.6. Координатное представление операторов физических наблюдаемых. Алгебра операторов. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.7. Коммутационные соотношения. Матричные представления векторов, функционалов и операторов в гильбертовом пространстве. Разложение по полной системе ортонормированных базисов собственных векторов самосопряженных линейных операторов. Практические 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.8. Подготовка к семинару по теме "Коммутационные соотношения. Матричные представления векторов, функционалов и операторов в гильбертовом пространстве. Разложение по полной системе ортонормированных базисов собственных векторов самосопряженных линейных операторов." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.9. Постулат о средних значениях наблюдаемых физических величин. Физический смысл соотношения неопределённостей Гейзенберга. Полные наборы физических величин. Постулат об эволюции состояний и уравнение Шредингера. Стационарное уравнение Шредингера. Дискретный и непрерывный спектры. Уравнение непрерывности. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.10. Вычисление вероятности нахождения квантовой частицы в заданной области физического пространства Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.11. Соотношение неопределённостей Гейзенберга и расчёт с его помощью энергии локализации квантовых частиц. Практические 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
2.12. Подготовка к семинару по теме "Соотношение неопределённостей Гейзенберга и расчёт с его помощью энергии локализации квантовых частиц." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
Раздел 3. Решение модельных задач механики квантовой частицы
3.1. Решение модельных задач механики квантовой частицы. Одномерные задачи: Свободная квантовая частица в прямоугольном потенциальном ящике. Циклические граничные условия. Дискретный вырожденный спектр энергии, квантовые числа. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.2. Решение модельных задач механики квантовой частицы. Одномерные задачи: Гармонический осциллятор (ГО). Дискретный невырожденный спектр энергии, энергия нулевых колебаний, чётность и нечётность волновых функций ГО. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.3. Рассеяние квантовой частицы на прямоугольном потенциальном барьере. Туннельный эффект. Двумерный и трёхмерный гармонический осциллятор. Эффекты ангармонизма. Сам. работа 5 1 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.4. Нахождение собственных функций и собственных значений операторов квантовой механики для задачи о частице в одномерном двухмерном и трёхмерном ящиках. Практические 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.5. Подготовка к семинару по теме "Нахождение собственных функций и собственных значений операторов квантовой механики для задачи о частице в одномерном двухмерном и трёхмерном ящиках." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.6. Применение решений модельной задачи гармонического осциллятора к нахождению спектров энергии колебаний и равновесных параметров димеров. Практические 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.7. Подготовка к семинару по теме "Применение решений модельной задачи гармонического осциллятора к нахождению спектров энергии колебаний и равновесных параметров димеров." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.8. Теория момента импульса. Основные следствия коммутационных соотношений для компонент момента импульса. Правила сложения моментов импульса. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.9. Жесткий сферический ротатор. Дискретный вырожденный спектр энергии, квантовые числа квадрата орбитального углового момента. Азимутальное квантовое число и квантование энергии плоского жёсткого ротатора. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.10. Графическое построение волновых функций стационарных состояний плоского и сферического жёсткого ротаторов. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.11. Плоский ротатор. Дискретный вырожденный спектр энергии, квантовые числа проекции углового момента. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.12. Задача кулоновского центра. Водородоподобный ион. Разделение переменных. Водородоподобные орбитали. Квантовые числа атомных орбиталей (АО). Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.13. Атом водорода. Графическое представление угловых и радиальных частей АО. Радиальная плотность вероятности нахождения электрона и связь с ней средних значений физических величин атома водорода. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.14. Решение задачи атома водорода в системе центра масс и для мюонного «атома водорода». Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.15. Промотирование и гибридизация атомных орбиталей. Рибдерговские атомы. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.16. Задача об атоме водорода. Выделение центра масс, переход к сферической системе координат. Форма атомных орбиталей Практические 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.17. Подготовка к семинару по теме "Задача об атоме водорода. Выделение центра масс, переход к сферической системе координат. Форма атомных орбиталей" Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.18. Расчёт средних значений энергии и радиусов электронных орбиталей с помощью радиальных функций плотности вероятности АО. Практические 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.19. Подготовка к семинару по теме "Расчёт средних значений энергии и радиусов электронных орбиталей с помощью радиальных функций плотности вероятности АО." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.20. Спин электрона и спиновые операторы, собственные вектора и собственные значения операторов спина электрона. Атомные спин-орбитали. Правила Хунда для термов многоэлектронного атома. Практические 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
3.21. Подготовка к семинару по теме "Спин электрона и спиновые операторы, собственные вектора и собственные значения операторов спина электрона. Атомные спин-орбитали. Правила Хунда для термов многоэлектронного атома." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
Раздел 4. Приближённые методы решения задач для систем квантовых частиц
4.1. Приближённые методы решения квантово-механических задач. Вариационный принцип квантовой механики и вариационный метод. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.2. Метод Ритца. Применение к расчёту энергии и волновой функции основного состояния атома водорода. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.3. Применение вариационного метода к расчёту основного состояния атома гелия. Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.4. Вариационный метод в приложении к расчёту энергии основного состояния атома гелия. Практические 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.5. Подготовка к семинару по теме "Вариационный метод в приложении к расчёту энергии основного состояния атома гелия." Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.6. Приближённые методы решения квантово-механических задач. Теория возмущений для стационарных состояний в отсутствии и при наличии вырождения. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.7. Временная теория возмущений. Переходы под влиянием внезапного возмущения. Лекции 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.8. Расчёт методом стационарной теории возмущения восприимчивости атома водорода. Индуцированные и спонтанные переходы в электромагнитном поле. Формулы Эйнштейна Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.9. Формулы стационарной теории возмущения. Эффекты Штарка и Зеемана для простых модельных систем Практические 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.10. Подготовка к семинару по теме "Формулы стационарной теории возмущения. Эффекты Штарка и Зеемана для простых модельных систем" Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.11. Спин элементарных квантовых частиц и связанный с ним магнитный момент. Операторы спина. Полный угловой момент. Спин-орбитальное взаимодействие. Проявление спина в перестановочной симметрии волновой функции систем тождественных частиц. Фермионы. Определитель Слэтера. Лекции 5 4 ПК-3, ОПК-3 Л1.1
4.12. Спинорные волновые функции. Уравнение Дирака для релятивисткого электрона. Спин и статистика квантовых частиц Сам. работа 5 2 ПК-3, ОПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ефремов Ю. С. Квантовая механика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Квантовая механика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.


Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.