Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.02. Регионоведение России |
Профиль | Региональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является формирование знаний об этнической истории, культуре и религиях народов населяющих территорию Алтая и Центральной Азии от древности до периода этнографической современности, а также толерантного отношения к различных этнокультурным и этноконфессиональным процессам. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОК-5 | готовностью к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления научных исследований по изучению истории, культуре и религии народов Алтая и Центральной Азии; основные памятники истории и культуры народов Алтая и Центральной Азии; историю развития религиозных представлений у народов Центральной Азии; основные принципы построения научного исследования в области истории, культуры и религии народов Алтая и Центральной Азии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться методами научного исследования при изучении истории и религии народов Алтая и Центральной Азии; критически, опираясь на научную терминологическую базу анализировать религиозные представления и верования народов Алтая и Центральной Азии; самостоятельно выстраивать научно-исследовательскую работу по изучению этно-религиозного состава населения Алтая и Центральной Азии от древности до современности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представления в развёрнутом виде общих и частных закономерностей духовного развития народов Алтая и Центральной Азии, а так же обозначать их причины с позиции исторического подхода; обобщения изученного материала полученного ранее в результате полевых исследований; планирования научных исследований в области истории и религии народов Алтая и Центральной Азии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций | ||||||
1.1. | Источники по изучению народов и религий Центральной Азии | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Народы и религии Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху палеометала | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Этнокультурные процессы в Евразии в раннем железном веке: общая характеристика | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Этнокультурные процессы в Евразии в раннем железном веке: общая характеристика | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Религиозно-мифологические представления народов Ценрально-Азиатского региона | ||||||
2.1. | Культура и религия саков Казахстана и Средней Азии | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Культура и религия саков Казахстана и Средней Азии | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Культура и религия кочевников Алтая в скифскую эпоху | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Культура и религия кочевников Алтая в скифскую эпоху | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.5. | Культура и религия Хакасо-Минусинской котловины | Практические | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.6. | Культура и религия Хакасо-Минусинской котловины | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.7. | Этнокультурные процесс в Ценальной Азии и создание кочевых империй хунну, сяньби и жужаней | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Религиозно-мифологические представления народов Центрально-Азиатского региона | ||||||
3.1. | Этнокультурные процессы и распространение прозелитарных религий в Центральной Азии в эпоху средневековья | Практические | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Этнокультурные процессы и распространение прозелитарных религий в Центральной Азии в эпоху средневековья | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Этнические процессы и мировоззрение тюрков в Центральной Азии | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.4. | Этнические процессы и мировоззрение кыргызов и уйгуров в Центральной Азии | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.5. | Этнические процессы и религия монголов | Практические | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.6. | Этнические процессы и религия монголов | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. | История культуры повседневности: учебное пособие: | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Бичурин Н.Я. | Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена в 3 томах: | Издательство "Лань" (мировое наследие), 2013 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дашковский П.К. | Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья : | Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011 | |
Л2.2 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Народы и религии Евразии | journal.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине "Этнокультурная история Алтая и Центральной Азии" студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). |