МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этническая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Этническая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Этническая психология» – формирование у студентов компетенций: проведение научных исследований в сфере этноконфессионального диалога; осуществление преподавательской деятельность с применением методик этнокультурного обучения; с опорой на методики интолерантности; представление интересов многонационального российского народа в публичном российском дискурсе. Главная задача связана с пониманием менталитета основных этнических групп. Понимание истории, культуры других народов поможет сохранить хрупкий баланс между всеми народами населяющие РФ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-6 способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ПК-5 способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этно-конфессиональный ландшафт современной России, о специфике исторического развития, структурных и этнопсихологических деформациях, происходивших в истории народов РФ с целью выработки эффективного взаимодействия в пространстве национальной государственной политики на современном этапе; традиции и культурную специфику народов России для выстраивания эффективной системы коммуникации, необходимой для решения вопросов национального строительства.
3.2.Уметь:
3.2.1.вырабатывать эффективную тактику управленческих решений, затрагивающих интересы различных этнических групп; осознавать персональную ответственность ошибки, совершенные в процессе принятия решений, регулирующих практику этно-конфессионального взаимодействия; преодолевать трудности этно-конфессионального взаимодействия путем выработки решений, ведущих к консенсусу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками толерантного поведения в процессе принятия решений, основанных на диалоге, уважении мнения представителей другой национальности, совместного участия в проведении национальных праздников, изучении литературного наследия представителей различной национальной культуры; способностью беспристрастного построения практики межэтнической коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия «культура», «этнос» и «этнодифференцирующие признаки»
1.1. Основные особенности культуры и подходы к её определению Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) Практические 3 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Подходы к изучению процесса социализации в рамках этнопсихологии Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Вопросы социализации в этнической психологии Практические 3 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Вопросы социализации в этнической психологии Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) Сам. работа 3 7 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Психологические аспекты миграции Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Психологические аспекты миграции Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные теории национального характера
2.1. Проблема универсальных и культурно-специфических теорий личности Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях Практические 3 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные измерения национального характера Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера Практические 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Экзамен 3 27 ОК-2, ОПК-6, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
Л2.2 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.3 Дугин А.Г. Этносоциология: М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 Федеральное агенситво по делам национальностей fadn.gov.ru
Э3 Московский дом национальностей mdn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.