Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 53 | 53 | 53 | 53 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Цель дисциплины «Этническая психология» – формирование у студентов компетенций: проведение научных исследований в сфере этноконфессионального диалога; осуществление преподавательской деятельность с применением методик этнокультурного обучения; с опорой на методики интолерантности; представление интересов многонационального российского народа в публичном российском дискурсе. Главная задача связана с пониманием менталитета основных этнических групп. Понимание истории, культуры других народов поможет сохранить хрупкий баланс между всеми народами населяющие РФ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-6 | способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии |
ПК-5 | способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | этно-конфессиональный ландшафт современной России, о специфике исторического развития, структурных и этнопсихологических деформациях, происходивших в истории народов РФ с целью выработки эффективного взаимодействия в пространстве национальной государственной политики на современном этапе; традиции и культурную специфику народов России для выстраивания эффективной системы коммуникации, необходимой для решения вопросов национального строительства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вырабатывать эффективную тактику управленческих решений, затрагивающих интересы различных этнических групп; осознавать персональную ответственность ошибки, совершенные в процессе принятия решений, регулирующих практику этно-конфессионального взаимодействия; преодолевать трудности этно-конфессионального взаимодействия путем выработки решений, ведущих к консенсусу. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками толерантного поведения в процессе принятия решений, основанных на диалоге, уважении мнения представителей другой национальности, совместного участия в проведении национальных праздников, изучении литературного наследия представителей различной национальной культуры; способностью беспристрастного построения практики межэтнической коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятия «культура», «этнос» и «этнодифференцирующие признаки» | ||||||
1.1. | Основные особенности культуры и подходы к её определению | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) | Практические | 3 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Психологические характеристики этнических общностей (понятие, структура, элементы) | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Подходы к изучению процесса социализации в рамках этнопсихологии | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Вопросы социализации в этнической психологии | Практические | 3 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Вопросы социализации в этнической психологии | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Межэтническое взаимодействие (понятие, виды взаимодействия) | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Психологические аспекты миграции | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Психологические аспекты миграции | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные теории национального характера | ||||||
2.1. | Проблема универсальных и культурно-специфических теорий личности | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные измерения национального характера | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера | Практические | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Поволжья, Сибири, Крайнего Севера | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Национально-психологические особенности представителей коренных национальностей Северного Кавказа. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Экзамен | 3 | 27 | ОК-2, ОПК-6, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крысько В.Г. | Этническая психология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л.Г. Почебут | Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крысько В. Г. | Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия,, 2011. | |
Л2.2 | Стефаненко Т.Г. | Этнопсихология : учебник | М.: Аспект Пресс, , 2009. | |
Л2.3 | Дугин А.Г. | Этносоциология: | М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э2 | Федеральное агенситво по делам национальностей | fadn.gov.ru | ||
Э3 | Московский дом национальностей | mdn.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |