Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Профиль | Национальная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Дашковский П.К.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Экономика и политика» является формирование у обучающихся целостного видения экономических процессов, их взаимосвязи с политикой: политическим режимом, господствующим типом политического сознания, актуальными политическими процессами, внешнеполитическим курсом страны, а также навыков обнаружения экономических факторов влияния на политику и политических факторов влияния на экономику с целью использования их в решении профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-4 | способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов |
ПК-23 | способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития экономической теории; закономерности функционирования современной экономики; основные результаты новейших исследований, в области политологии и экономики; основы государственного устройства; основы государственного регулирования экономики регионов; методики анализа состояния экономической системы; концептуальные основы теории и практики политического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и оценивать социально-экономическую информацию; использовать подходы, сформировавшиеся в рамках экономической науки для решения профессиональных задач; уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать концепции экономического и политического развития РФ; характеризовать основные политические и экономические факторы развития региональных систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами анализа экономических явлений; использования на практике полученных результатов экономического анализа для построения модели совершенствования экономической политики государства, характеризовать процессы интегрированности экономических и политических факторов развития государственной системы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Поведение хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | ||||||
1.1. | Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности | Сам. работа | 8 | 11 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Институт государства в современной экономике | ||||||
2.1. | Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Национальный доход. Располагаемый личный доход | Практические | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Национальный доход. Располагаемый личный доход | Сам. работа | 8 | 14 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Спрос на факторы производства. Рынок труда | ||||||
3.1. | Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов | Сам. работа | 8 | 14 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора | ||||||
4.1. | Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения | Практические | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-4, ПК-23 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Васильев, В. П | Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета : | М. : Издательство Юрайт,, 2018. | www.biblio-online.ru/book/BA274803-4DC8-497D-9E2C-044BC8D15210 |
Л1.2 | Колычев, А. М. | Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/45DFA1B3-99BE-45D6-AD67-17F6EF47DA1C |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.Н. Лебедева, И.П. Николаева | Институциональная экономика: ЭБС "Университетская библиотека on-line@ | М.: Дашков и КО, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Н.Ф. Чеботарев | Мировая экономика и международные экономические отношения: ЭБС «Университетская библиотека on-line» | М.: Дашков и Ко, 2022 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=684394 |
Л2.3 | И.В. Митрофанова, Н.П. Иванов, И.А. Митрофанова | Регион: экономика, политика, управление : учебник | М.: Директ-Медиа. // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http//: www.public.ru - публичная интернет-библиотека | |||
Э2 | http://lenta.ru/ - Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени | |||
Э3 | http://www.indem.ru/ - фонд политических исследований | |||
Э4 | http://www.politcom.ru/ -информационный сайт политических комментариев | |||
Э5 | http://www.politnauka.org/- Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" | |||
Э6 | Министерство экономического развития | economy.gov.ru | ||
Э7 | Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству | www.komitet2-7.km.duma.gov.ru | ||
Э8 | Комитет Государственной Думы по международным делам | www.komitet9.km.duma.gov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относится подготовка к практическим занятиям. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя. Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала. Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема. При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся учатся уметь анализировать и оценивать социально-экономическую информацию; использовать подходы, сформировавшиеся в рамках экономической науки, для решения профессиональных задач; уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать концепции экономического и политического развития РФ; характеризовать основные политические и экономические факторы развития региональных систем. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся овладевают приемами анализа экономических явлений. Использования на практике полученных результатов экономического анализа для построения модели совершенствования экономической политики государства. Характеризовать процессы интегрированности экономических и политических факторов развития государственной системы. На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя.Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. На лекции учащиеся узнают основные этапы развития экономической теории; закономерности функционирования современной экономики; основные результаты новейших исследований, в области политологии и экономики; основы политологии и государственного устройства; основы государственного регулирования экономики регионов. Методики анализа состояния экономической системы. Концептуальные основы теории и практики политического анализа. |