МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика в массовых коммуникациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Экономика в массовых коммуникациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К.Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К.Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами теоретических знаний современной экономики как науки, ее принципов, основных этапов развития, механизма и законов функционирования рыночной экономики в сфере массовых коммуникаций. Формирование у студентов базового понятийного аппарата для анализа актуальных проблем экономики в сфере массовых коммуникаций, выработка ими навыков научно-исследовательской работы, понимание сущности деятельности различных институтов рыночной экономики в массовых коммуникациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о предмете и методах экономки как науки; специфике микроэкономики и макроэкономики;
о законах хозяйственной деятельности и закономерностях функционирования экономики в сфере массовых коммуникаций;
об актуальных проблемах современной рыночной экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться основными понятиями и терминами курса для анализа процессов экономической системы в сфере массовых коммуникаций; применять теоретические модели курса для анализа хозяйственных проблем в сфере массовых коммуникаций;
разбираться в актуальных проблемах современной рыночной экономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения теоретических моделей курса для объяснения и понимания фактов хозяйственной практики и экономической политики; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики;
навыками применения актуальных методик оценки эффективности экономических процессов в сфере массовых коммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых комуникаций. Лекции 4 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых коммуникаций. Практические 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых коммуникаций. Сам. работа 4 14 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные этапы и школы становления экономической мысли
2.1. Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теория. марксизм. Кейнсианство. Монетаризм. Лекции 4 0 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теория. Практические 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теори. Сам. работа 4 14 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Микроэкономика
3.1. Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Фирма в сфере массовых коммуникаций. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Издержки. Эффективность конкурентных рынков в сфере массовых коммуникаций. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Лекции 4 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Практические 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Сам. работа 4 6 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Безработица в сфере массовых коммуникаций
4.1. Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Практические 4 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Виды безработицы. Основные субъекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Зарплата и занятость. Лекции 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Сам. работа 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Макроэкономика
5.1. Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Экономическая цикличность на рынке массовых коммуникаций. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции в сфере массовых коммуникаций. Бюджетно-налоговая политика в сфере массовых коммуникаций. Лекции 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Практические 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Сам. работа 4 18 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Внешнеэкономические отношения в сфере массовых коммуникаций
6.1. Международные экономические отношения. Практические 4 2 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и внешняя торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Лекции 4 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Международные экономические отношения. Сам. работа 4 16 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухарев, О. С Институциональная экономика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.М. Агеев, А.А. Кочетков, В.И. Новичков и др. ; под общ. ред. А.А. Кочеткова Экономическая теория: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453426
Л1.3 Тиссен Е. В. , Борисов И. А. Микроэкономика : индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка: учебное пособие: Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой: учебник: осква: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 В. Л. Иваницкий Основы бизнес-моделирования сми .: М. : Издательство Юрай, 2018 www.biblio-online.ru/book/A3226321-9EF1-4DD2-A7B4-7E9AA9C73464
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основной бизнес-портал: http://AUP.ru AUP.ru
Э2 Госкомстат России: http://gks.ru gks.ru
Э3 Минэкономразвития http://economy.gov .ru http://economy.gov .ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, к тестированию и пр. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся должны научиться разбираться в актуальных проблемах современной рыночной экономики.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя.Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. На лекциях учащиеся узнают о предмете и методе экономки как науки.