Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К.Дашковский
1.1. | усвоение студентами теоретических знаний современной экономики как науки, ее принципов, основных этапов развития, механизма и законов функционирования рыночной экономики в сфере массовых коммуникаций. Формирование у студентов базового понятийного аппарата для анализа актуальных проблем экономики в сфере массовых коммуникаций, выработка ими навыков научно-исследовательской работы, понимание сущности деятельности различных институтов рыночной экономики в массовых коммуникациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-11 | способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о предмете и методе экономки как науки; специфики микроэкономики и макроэкономики; о законах хозяйственной деятельности и закономерностях функционирования экономики в сфере массовых коммуникаций; об актуальных проблемах современной рыночной экономики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться основными понятиями и терминами курса для анализа процессов экономической системы в сфере массовых коммуникаций; применять теоретические модели курса для анализа хозяйственных проблем в сфере массовых коммуникаций; разбираться в актуальных проблемах современной рыночной экономики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения теоретических моделей курса для объяснения и понимания фактов хозяйственной практики и экономической политики; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики; владеть навыками применения актуальных методик оценки эффективности экономических процессов в сфере массовых коммуникаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экономику | ||||||
1.1. | Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых комуникаций. Экономические системы в сфере массовых коммуникаций. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых коммуникаций. Экономические системы в сфере массовых коммуникаций. | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения в сфере массовых коммуникаций. Экономические системы в сфере массовых коммуникаций. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основные этапы и школы становления экономической мысли | ||||||
2.1. | Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теория. марксизм. Кейнсианство. Монетаризм. | Лекции | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теория. марксизм. Кейнсианство. Монетаризм. | Практические | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Экономическая мысль в эпоху древнего Востока. Экономическая мысль в эпоху Античности. Экономическая мысль в эпоху средневековья. Экономическая мысль в эпоху Нового времени. Классическая экономическая теория. марксизм. Кейнсианство. Монетаризм. | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Микроэкономика | ||||||
3.1. | Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Фирма в сфере массовых коммуникаций. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Издержки. Эффективность конкурентных рынков в сфере массовых коммуникаций. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Фирма в сфере массовых коммуникаций. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Издержки. Эффективность конкурентных рынков в сфере массовых коммуникаций. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. | Практические | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Рынок в сфере массовых коммуникаций: спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Фирма в сфере массовых коммуникаций. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Издержки. Эффективность конкурентных рынков в сфере массовых коммуникаций. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Безработица в сфере массовых коммуникаций | ||||||
4.1. | Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Виды безработицы. Основные субъекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Зарплата и занятость. | Практические | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Виды безработицы. Основные субъекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Зарплата и занятость. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Рынок труда в сфере массовых коммуникаций. Виды безработицы. Основные субекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Зарплата и занятость. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Макроэкономика | ||||||
5.1. | Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Экономическая цикличность на рынке массовых коммуникаций. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции в сфере массовых коммуникаций. Бюджетно-налоговая политика в сфере массовых коммуникаций. | Лекции | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Экономическая цикличность на рынке массовых коммуникаций. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции в сфере массовых коммуникаций. Бюджетно-налоговая политика в сфере массовых коммуникаций. | Практические | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Национальная экономика как целое и ее показатели. Инфляция и ее виды. Экономическая цикличность на рынке массовых коммуникаций. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции в сфере массовых коммуникаций. Бюджетно-налоговая политика в сфере массовых коммуникаций. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Внешнеэкономические отношения в сфере массовых коммуникаций | ||||||
6.1. | Международные экономические отношения. Внешняя торговля и внешняя торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Международные экономические отношения. Внешняя торговля и внешняя торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. | Лекции | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Международные экономические отношения. Внешняя торговля и внешняя торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сухарев, О. С | Институциональная экономика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | В.М. Агеев, А.А. Кочетков, В.И. Новичков и др. ; под общ. ред. А.А. Кочеткова | Экономическая теория: учебник | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453426 |
Л1.3 | Тиссен Е. В. , Борисов И. А. | Микроэкономика : индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка: учебное пособие: | Москва: Издательство «Флинта», 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. | Экономика и управление социальной сферой: учебник: | осква: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. Л. Иваницкий | Основы бизнес-моделирования сми .: | М. : Издательство Юрай, 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3226321-9EF1-4DD2-A7B4-7E9AA9C73464 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основной бизнес-портал | AUP.ru | ||
Э2 | Госкомстат России | AUP.ru | ||
Э3 | Минэкономразвития | AUP.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, к тестированию и пр. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя. Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала. Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема. При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Обучающиеся должны уметь пользоваться основными понятиями и терминами курса для анализа процессов экономической системы в сфере мвссовых коммуникаций. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения обучающихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Обучающиеся должны научиться владеть навыками применения актуальных методик оценки эффективности экономических процессов в сфере массовых коммуникаций На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Обучающиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Обучающиеся на лекциях должны узнать о законах хозяйственной деятельности и закономерностях функционирования экономики в сфере массовых коммуникаций. |