МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эзотерические и мистические учения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Эзотерические и мистические учения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных категориях эзотерического знания. Охарактеризовать типы эзотерических учений, тайных обществ, и оккультных традиций. Показать студентам специфику эзотерической традиции в контексте анализа взаимодействия оккультной традиции с психологией и другими разделами научного знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4 способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной преподавательской этики; основные концепции понимания религиозного мистического опыта; владеть методологией герменевтического анализа текста и принципами интерпретации эзотерических и мистических текстов; основные концепции эзотерических и мистических учений.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать фундаментальные знания для достижения этических гуманистических задач; использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиозного опыта; анализировать профессиональные тексты с философско-научной точки зрения; понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе профессиональной подготовки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки авторской программы исследования эзотерико-мистического опыта; основными методологическими подходами и принципами конкретных научных парадигм; способностью самостоятельно определять объект исследвоания в рамках изучения исторического опыта эзотеризма и мистицизма с учетом научных достижений;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Место курса в сфере религиоведческих и социокультурных дисциплин
1.1. Проблема формирования объективно-научного представления о системе эзотерического знания Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах Практические 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах Сам. работа 3 10 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Мистический опыт как основа эзотеризма
2.1. Основные типы мистического опыта Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Мистический опыт как основа эзотеризма Практические 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Мистический опыт как основа эзотеризма Сам. работа 3 10 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Практические 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.6. Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма Сам. работа 3 10 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические проблемы мистических и эзотерических учений
3.1. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.2. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Практические 3 6 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.3. Эзотерическое знание и мистика в ХХ в Сам. работа 3 10 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.4. Неоязычество и эзотерическое знание Практические 3 4 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.5. Неоязычество и эзотерическое знание Сам. работа 3 8 ОК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Синнетт А. Эзотерический буддизм: Москва: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Фархитдинова, О. М Социология религии. Эзотерические учения : учебное пособие для вузов : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/04AD279C-FF33-48B9-9004-EFAC7EEEDD92.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зайцев В. Б. Каббала. Древнейшая система магических знаний. От теории к практике: Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л2.3 Безант А. Эзотерическое христианство, или Малые мистерии: Москва: Директ-Медиа,, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр изучения эзотеризма и мистицизма rhga.ru
Э2 Великая Ложа России russianmasonry.ru
Э3 Международная академия Кабаллы www.kabbalah.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Эзотерические и мистические учения» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать основные персоналии, учения и направления в эзотерике и мистике, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным охарактеризовать различные смысловые оттенки таких понятий как эзотерика, мистика, оккультизм, магия, алхимия, экзотерика и т.п.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных эзотерических и мистических учений у различных авторов. Умение сравнивать различные эзотерические и мистические концепции, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Эзотерические и мистические учения». Способность студента оценивать как историческую роль эзотерических и мистических учений, так и роль эзотерики и мистики в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.