МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философская мысль в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 20,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 18 18 20 20 38 38
Сам. работа 44 44 49 49 93 93
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст.преп., М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Философская мысль в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоить основные направления, этапы развития и особенности философской мыли в России. Сформировать у студентов целостную картину развития философии в России, как неотъемлемой части всемирного философского наследия, проанализировать в этом контексте общее и особенное российской философии и определить ее место во всемирном философском процессе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности, и основные этапы формирования русской философской мысли
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять особенности русской философской мысли как результат социально-экономического развития России и общемировых философских тенденций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к применению знаний в области философской мысли России для формирования собственной мировоззренческой позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические проблемы курса
1.1. Специфика философской мысли в России Лекции 4 1 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Специфика философской мысли в России Практические 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Специфика философской мысли в России Сам. работа 4 8 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Проблемы периодизации философской мысли в России Лекции 4 1 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Проблемы периодизации философской мысли в России Практические 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Проблемы периодизации философской мысли в России Сам. работа 4 8 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Основные исторические формы философской мысли в России
2.1. Становление философской мысли Лекции 4 1 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Становление философской мысли Практические 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Становление философской мысли Сам. работа 4 6 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Славянофилы и осознание национальной философской идеи Лекции 4 1 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Славянофилы и осознание национальной философской идеи Практические 4 4 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Славянофилы и осознание национальной философской идеи Сам. работа 4 6 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Русский космизм Лекции 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Русский космизм Практические 4 4 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Русский космизм Сам. работа 4 6 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Философия Всеединства Лекции 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Философия Всеединства Практические 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Философия Всеединства Сам. работа 4 4 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Социально-философская мысль России Лекции 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Социально-философская мысль России Практические 4 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Социально-философская мысль России Сам. работа 4 6 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Категориальное осмысление философской мысли в России
3.1. Аксиологические проблемы философской мысли в России Лекции 5 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Аксиологические проблемы философской мысли в России Практические 5 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Аксиологические проблемы философской мысли в России Сам. работа 5 12 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Онтологизм русской философской мысли Лекции 5 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Онтологизм русской философской мысли Практические 5 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Онтологизм русской философской мысли Сам. работа 5 12 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Антропология и философская мысль в России Лекции 5 4 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Антропология и философская мысль в России Практические 5 8 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Антропология и философская мысль в России Сам. работа 5 12 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Проблемы эстетики в философской мысли в России Лекции 5 4 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Проблемы эстетики в философской мысли в России Практические 5 8 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Проблемы эстетики в философской мысли в России Сам. работа 5 13 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Экзамен 5 27 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Философия в России философский портал philosophy.ru
Э2 сайт журнала "Вопросы философии" vphil.ru
Э3 портал «Философия в России» philosophy.ru
Э4 сайт "Все о философии" intencia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Философская мысль в России» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать основные этапы развития российской философии. Также обучающийся должен быть способным изложить как особенности российской философской мысли в целом, так и каждого из этапов ее развития, в частности.
На практических занятиях студент обязан критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех, или иных философских учений, сформировавшихся в ходе исторического развития России. Умение оценивать место российской философской мысли в современных российских социально-экономических реалиях и в общемировой современной философии также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Философская мысль в России». Способность продемонстрировать применение полученных знаний по истории российской философии в личной жизненной ситуации студента представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.