МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Феноменология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преп., М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Феноменология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профссор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профссор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является получение фундаментальных знаний в области феноменологии религии, способствующих развитию всесторонне грамотной личности; формирование методологической базы у студентов-религиоведов, развитие умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области феноменологии религии
ПК-21 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предметное поле феноменологии религии; основные принципы развития исследовательской работы феноменологии религии; базовые категории феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих
и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.
определять феномены религии по основаниям: мировоззрение, реальность, деятельность; тематическая экспликация; оценивать качество научно-исследовательской работы в области феноменологии религии; объяснить базовые категории феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; интерпретировать и ясно представлять эти особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.феноменологическим анализом основных феноменов религии; навыками организации научно-исследовательской работы в области феноменологии религии; способами преподавания базовых категорий феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин общеобразовательных организациях; методикой проведения исследования разных религиозных феноменов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методология и дисциплинарные особенности феноменологии религии
1.1. Структура и преимущества феноменологического метода. Феноменология Э. Гуссерля Лекции 7 1 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Феноменологическое движение в XX веке Практические 7 4 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет, цель и задачи феноменологии религии. Методологические установки феноменологии религии Лекции 7 1 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Генезис феноменологии религии как самостоятельной дисциплины Практические 7 6 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Феноменология религии в рамках школы философской феноменологии (М. Шелер, Д. Гильдебранд) Лекции 7 1 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Феноменология религии в историческом религиоведении (Г. Виденгрен, Ф. Хайлер, Г. Ван дер Леув, И. Вах) Практические 7 4 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Феноменология религии в историческом религиоведении (Г. Виденгрен, Ф. Хайлер, Г. Ван дер Леув, И. Вах) Сам. работа 7 9 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Генезис феноменологии религии как самостоятельной дисциплины Сам. работа 7 10 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Феноменологическое движение в XX веке Сам. работа 7 10 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Феноменологическая дескрипция религиозной жизни
2.1. Проблема классификации религиозных феноменов Лекции 7 1 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Феноменология религиозной реальности Практические 7 4 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Феноменология религиозной реальности Сам. работа 7 5 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Феноменоменология религиозного субъекта Лекции 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Феноменоменология религиозного субъекта Сам. работа 7 5 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Феноменоменология религиозного субъекта Практические 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Феноменоменология религиозного опыта Лекции 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.8. Феноменоменология религиозного опыта Практические 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Феноменоменология религиозного опыта Сам. работа 7 8 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.10. Феноменология телесности в религиозном опыте Лекции 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.11. Феноменология телесности в религиозном опыте Практические 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.12. Феноменология телесности в религиозном опыте Сам. работа 7 5 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.13. Феноменология религиозной веры Лекции 7 4 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.14. Феноменология религиозной веры Практические 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.15. Феноменология религиозной веры Сам. работа 7 5 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.16. Феноменология религиозного культа Практические 7 2 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.17. Феноменология религиозного культа Сам. работа 7 10 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.18. Феноменология религиозного текста Сам. работа 7 8 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.19. Экзамен 7 27 ПК-7, ПК-21 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоваров Д. В. Онтология религии : основные понятия и принципы: Санкт-Петербург: Алетейя, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История философии. Энциклопедия http:///philosophy
Э2 Католический портал katolichestvo.by.ru
Э3 Православная энциклопедия "Азбука веры www.azbyka.ru
Э4 Библиотека религиоведения и русской религиозной философии relig-library.pstu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Феноменология религии» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан иметь представление о базовых категориях, основных принципах и методе феноменологии религии. Также обучающийся должен быть способным изложить суть и разницу в подходах не религиозного (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.) и религиозного (М. Шелер, А.Ф. Лосев и др.) направлений феноменологии религии.
На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных феноменологических учений и концепций у различных мыслителей. Умение анализировать перспективы разных подходов, сложившихся в феноменологии религии, в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Феноменология религии», а также навыками осуществления феноменологического анализа различных религиозных аспектов. Способность студента оценивать роль феноменологии религии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.