Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профссор П.К. Дашковский
1.1. | Целью изучения дисциплины является получение фундаментальных знаний в области феноменологии религии, способствующих развитию всесторонне грамотной личности; формирование методологической базы у студентов-религиоведов, развитие умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-7 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области феноменологии религии |
ПК-21 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предметное поле феноменологии религии; основные принципы развития исследовательской работы феноменологии религии; базовые категории феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять феномены религии по основаниям: мировоззрение, реальность, деятельность; тематическая экспликация; оценивать качество научно-исследовательской работы в области феноменологии религии; объяснить базовые категории феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; интерпретировать и ясно представлять эти особенности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | феноменологическим анализом основных феноменов религии; навыками организации научно-исследовательской работы в области феноменологии религии; способами преподавания базовых категорий феноменологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин общеобразовательных организациях; методикой проведения исследования разных религиозных феноменов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Методология и дисциплинарные особенности феноменологии религии | ||||||
1.1. | Структура и преимущества феноменологического метода. Феноменология Э. Гуссерля | Лекции | 7 | 1 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Феноменологическое движение в XX веке | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Предмет, цель и задачи феноменологии религии. Методологические установки феноменологии религии | Лекции | 7 | 1 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Генезис феноменологии религии как самостоятельной дисциплины | Практические | 7 | 6 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Феноменология религии в рамках школы философской феноменологии (М. Шелер, Д. Гильдебранд) | Лекции | 7 | 1 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Феноменология религии в историческом религиоведении (Г. Виденгрен, Ф. Хайлер, Г. Ван дер Леув, И. Вах) | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Феноменология религии в историческом религиоведении (Г. Виденгрен, Ф. Хайлер, Г. Ван дер Леув, И. Вах) | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Генезис феноменологии религии как самостоятельной дисциплины | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Феноменологическое движение в XX веке | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Феноменологическая дескрипция религиозной жизни | ||||||
2.1. | Проблема классификации религиозных феноменов | Лекции | 7 | 1 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Феноменология религиозной реальности | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Феноменология религиозной реальности | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Феноменоменология религиозного субъекта | Лекции | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Феноменоменология религиозного субъекта | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Феноменоменология религиозного субъекта | Практические | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Феноменоменология религиозного опыта | Лекции | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Феноменоменология религиозного опыта | Практические | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Феноменоменология религиозного опыта | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Феноменология телесности в религиозном опыте | Лекции | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Феноменология телесности в религиозном опыте | Практические | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Феноменология телесности в религиозном опыте | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Феноменология религиозной веры | Лекции | 7 | 4 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.14. | Феноменология религиозной веры | Практические | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.15. | Феноменология религиозной веры | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.16. | Феноменология религиозного культа | Практические | 7 | 2 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.17. | Феноменология религиозного культа | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.18. | Феноменология религиозного текста | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.19. | Экзамен | 7 | 27 | ПК-7, ПК-21 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пивоваров Д. В. | Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Пивоваров Д. В. | Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пивоваров Д. В. | Онтология религии : основные понятия и принципы: | Санкт-Петербург: Алетейя, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История философии. Энциклопедия | http:///philosophy | ||
Э2 | Католический портал | katolichestvo.by.ru | ||
Э3 | Православная энциклопедия "Азбука веры | www.azbyka.ru | ||
Э4 | Библиотека религиоведения и русской религиозной философии | relig-library.pstu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Феноменология религии» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан иметь представление о базовых категориях, основных принципах и методе феноменологии религии. Также обучающийся должен быть способным изложить суть и разницу в подходах не религиозного (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.) и религиозного (М. Шелер, А.Ф. Лосев и др.) направлений феноменологии религии. На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных феноменологических учений и концепций у различных мыслителей. Умение анализировать перспективы разных подходов, сложившихся в феноменологии религии, в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Феноменология религии», а также навыками осуществления феноменологического анализа различных религиозных аспектов. Способность студента оценивать роль феноменологии религии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |