МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристический маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Туристический маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является приобретение знаний и умений по выявлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга в туристской индустрии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма
ПК-6 владением навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на иностранных языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований, особенности маркетинга в туристской индустрии; сущность и специфику маркетинга туризма как современной концепции управления деятельностью в условиях рынка; особенности инструментария современного маркетинга туризма и рыночного поведения потребителей; методы оценки спроса туристского рынка; технологию маркетинговых исследований в сфере туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии, применять инструменты управления и контроля качества продукции и услуг туристской деятельности; квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины; анализировать и оценивать рыночную конъюнктуру на рынке туристских услуг; оценивать параметры спроса и емкость рынка туристских товаров, делать их прогнозные оценки; самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать получаемую информацию по проблемам маркетинга, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам; применять на практике полученные теоретические знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формирования и продвижения туристских продуктов и услуг, соответствующих запросам потребителей; инструментарием анализа внутренней (микросреда) и внешней среды туристского предприятия; методикой проведения маркетинговых исследований туристского рынка и туристского продукта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Маркетинг как инструмент развития туристического сервиса
1.1. Сущность, содержание, основные понятия маркетинга в туризме Лекции 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Сущность, содержание, основные понятия маркетинга в туризме Сам. работа 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Концепции маркетинга в туризме Лекции 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Концепции маркетинга в туризме Сам. работа 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Содержание и направление маркетинговых исследований Лекции 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Содержание и направление маркетинговых исследований Практические 2 2 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.7. Содержание и направление маркетинговых исследований Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Маркетинговые исследова в сфере туризма
2.1. Маркетинговое исследование среды туристского предприятия Практические 2 6 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Маркетинговое исследование среды туристского предприятия Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.3. Маркетинговое исследование турестического рынка Практические 2 6 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.4. Маркетинговое исследование турестического рынка Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.5. Маркетинговое исследование турестического продукта Практические 2 6 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.6. Маркетинговое исследование турестического продукта Сам. работа 2 7 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.7. Маркетинговое исследование конкурентов Практические 2 6 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.8. Маркетинговое исследование конкурентов Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.9. Маркетинговое исследование потребителей Практические 2 4 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.10. Маркетинговое исследование потребителей Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.11. Экзамен 2 27 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Т.Г. Гребенникова Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: Учебное пособие Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций : учебное пособие для магистратуры / Л. Г. Кирьянова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9408CDD0-5C9E-4E48-B0A5-A36AF0FC805E.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джанджугазова, Елена Александровна Маркетинг туристских территорий: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Маслова В. М. , Синяева И. М. , Синяев В. В. Сфера PR в маркетинге: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС университетская библиотека online, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное агенство по туризму www.russiatourism.ru
Э2 Курс в Moodle "Туристический маркетинг" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Самостоятельная работа должна сформировать профессиональные компетенции умений оценивать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии, применять инструменты управления и контроля качества продукции и услуг туристской деятельности; квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины; анализировать и оценивать рыночную конъюнктуру на рынке туристских услуг; оценивать параметры спроса и емкость рынка туристских товаров, делать их прогнозные оценки; самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать получаемую информацию по проблемам маркетинга, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам; применять на практике полученные теоретические знания.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Практические занятия должны сформировать компетенции владения навыками формирования и продвижения туристских продуктов и услуг, соответствующих запросам потребителей; инструментарием анализа внутренней (микросреда) и внешней среды туристского предприятия; методикой проведения маркетинговых исследований туристского рынка и туристского продукта
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащийся должен знать теоретические основы маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований, особенности маркетинга в туристской индустрии; сущность и специфику маркетинга туризма как современной концепции управления деятельностью в условиях рынка; особенности инструментария современного маркетинга туризма и рыночного поведения потребителей; методы оценки спроса туристского рынка; технологию маркетинговых исследований в сфере туризма.