Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 13 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 16 | 16 | 26 | 26 |
Практические | 16 | 16 | 30 | 30 | 46 | 46 |
Сам. работа | 46 | 46 | 107 | 107 | 153 | 153 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 180 | 180 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины социология религии является последовательное усвоение основных методологических установок современной социологии религии, методов и стратегий прикладного исследования в области социологии религии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области социологии религии |
ПК-19 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социальные функции и роль религии в обществе; предметную область социологии религии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать у учащихся знания в области социологии религии, и выявлять основные закономерности и тенденции в данной сфере; профессионально ориентироваться в исторически разнообразных проявлениях религий в обществе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками изложения полученных знаний в преподавательской деятельности; навыком интерпретации полученных сведений и сопоставления их с имеющимися результатами изучения определенного религиозного явления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретическая социология религии | ||||||
1.1. | Исследование религии в трудах родоначальников социологии Г. Спенсера и О. Конта | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Становление социологии религии как отрасли религиоведения | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Французская школа социологии | Практические | 7 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Французская школа социологии | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Социология религии М. Вебера, Э. Дюргейма, Г. Зиммеля | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Понимающая социология Макса Вебера и проблемы социологии религии | Практические | 7 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Понимающая социология Макса Вебера и проблемы социологии религии | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Английская социальная антропология (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард) | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Английская социальная антропология (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард) | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Основные направления и школы в социологии религии | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.11. | Основные направления и школы в социологии религии | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.12. | Светская и конфессиональная социология религии | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.13. | Светская и конфессиональная социология религии | Лекции | 7 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.14. | Системно-функциональная социология Т. Парсонса | Практические | 8 | 2 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.15. | Системно-функциональная социология Т. Парсонса | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.16. | Социология и теология | Лекции | 8 | 1 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.17. | Структурная антропология К. Леви-Строса | Практические | 8 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.18. | Структурная антропология К. Леви-Строса | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.19. | Феноменологическое направление в социологии религии | Лекции | 8 | 1 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.20. | Американская культурная антропология (А. Кребер, К. Клакхон, Э. Сепир) | Сам. работа | 8 | 17 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.21. | Компаративистика. Структурно-функциональный анализ в социологии религии | Лекции | 8 | 1 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.22. | Компаративистика. Структурно-функциональный анализ в социологии религии. | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.23. | Социологический анализ религии его уровни | Лекции | 8 | 1 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Социологическая теория религии | ||||||
2.1. | Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности | Лекции | 8 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Диспозиции и методическая организация Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Результаты социологических исследований религии | Лекции | 8 | 6 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Результаты социологических исследований религии | Практические | 8 | 22 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Результаты социологических исследований религии | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-5, ПК-19 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. М. Сторчак, Е. С. Элбакян | Социология религии: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | журнал Социологические исследования | www.isras.ru | ||
Э2 | Социологические исследования | socis.isras.ru | ||
Э3 | Вестник Института социологии | www.vestnik-isras.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. |