МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 16 16 26 26
Практические 16 16 30 30 46 46
Сам. работа 46 46 107 107 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рабочая программа дисциплины
Социология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2018-9202 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины социология религии является последовательное усвоение основных методологических установок современной социологии религии, методов и стратегий прикладного исследования в области социологии религии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области социологии религии
ПК-19 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социальные функции и роль религии в обществе; предметную область социологии религии
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать у учащихся знания в области социологии религии, и выявлять основные закономерности и тенденции в данной сфере; профессионально ориентироваться в исторически разнообразных проявлениях религий в
обществе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изложения полученных знаний в преподавательской деятельности; навыком интерпретации полученных сведений и сопоставления их с имеющимися результатами изучения определенного религиозного явления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретическая социология религии
1.1. Исследование религии в трудах родоначальников социологии Г. Спенсера и О. Конта Лекции 7 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Становление социологии религии как отрасли религиоведения Лекции 7 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Французская школа социологии Практические 7 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Французская школа социологии Сам. работа 7 12 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Социология религии М. Вебера, Э. Дюргейма, Г. Зиммеля Лекции 7 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Понимающая социология Макса Вебера и проблемы социологии религии Практические 7 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Понимающая социология Макса Вебера и проблемы социологии религии Сам. работа 7 12 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Английская социальная антропология (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард) Практические 7 4 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Английская социальная антропология (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард) Сам. работа 7 8 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Основные направления и школы в социологии религии Лекции 7 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Основные направления и школы в социологии религии Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Светская и конфессиональная социология религии Сам. работа 7 8 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Светская и конфессиональная социология религии Лекции 7 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Системно-функциональная социология Т. Парсонса Практические 8 2 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Системно-функциональная социология Т. Парсонса Сам. работа 8 20 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Социология и теология Лекции 8 1 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Структурная антропология К. Леви-Строса Практические 8 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Структурная антропология К. Леви-Строса Сам. работа 8 20 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Феноменологическое направление в социологии религии Лекции 8 1 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Американская культурная антропология (А. Кребер, К. Клакхон, Э. Сепир) Сам. работа 8 17 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Компаративистика. Структурно-функциональный анализ в социологии религии Лекции 8 1 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.22. Компаративистика. Структурно-функциональный анализ в социологии религии. Сам. работа 8 16 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.23. Социологический анализ религии его уровни Лекции 8 1 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Социологическая теория религии
2.1. Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности Лекции 8 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Диспозиции и методическая организация Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности Сам. работа 8 12 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Результаты социологических исследований религии Лекции 8 6 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Результаты социологических исследований религии Практические 8 22 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Результаты социологических исследований религии Сам. работа 8 22 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Экзамен 8 27 ПК-5, ПК-19 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Сторчак, Е. С. Элбакян Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 журнал Социологические исследования www.isras.ru
Э2 Социологические исследования socis.isras.ru
Э3 Вестник Института социологии www.vestnik-isras.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.