МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-политические и религиозные концепции евразийцев

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Социально-политические и религиозные концепции евразийцев

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения рабочей дисциплины является, рассмотрение особенности религиозной концепции евразийства и определение значимости учения евразийцев для поликонфессионального евразийского пространства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-4 способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений
ПК-9 способностью и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предпосылки возникновения евразийскийх идей; евразийство как направление в русской эмигрантской философии; выявить предпосылки возникновения евразийскийх идей; евразийство как направление в русской эмигрантской философии; значение теории Л.Н. Гумилева о религиозном факторе в пассионарном движении народов; изучить евразийство как философское течение и концепция России-Евразии в русской философии начала 20 в.
3.2.Уметь:
3.2.1.изложить содержание концепции России-Евразии в русской философии начала XX в.; описать религиозную концепцию П.Н.Савицкого, Н.Н. Алексеева, Г.В. Вернадского; определить место религии Индии и Востока в теории Н.С. Трубецкого; определять специфику философии религии у евразийства;.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать знание основных этапов развития евразийства; интерпретировать религиозное учение Н. Рериха; показать значение теории Л.Н. Гумилева о религиозном факторе в пассионарном движении народов; способностью оценить роль православия в России-Евразии; способностью дать оценку православия, западной культуре и религиозной ситуации на современном евразийском пространстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение евразийских идей
1.1. Предпосылки возникновения евразийскийх идей Лекции 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
1.2. Предпосылки возникновения евразийскийх идей. Практические 3 4 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
1.3. Предпосылки возникновения евразийскийх идей Сам. работа 3 12 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Евразийство как философия
2.1. Евразийство как направление в русской эмигрантской философии Лекции 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.2. Специфика социального учения евразийцев Практические 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.3. Евразийство как направление в русской эмигрантской философии Сам. работа 3 13 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Евразийство как концепция в русской философии 20 в.
3.1. Евразийство как философское течение и концепция России-Евразии в русской философии начала 20 в. Лекции 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
3.2. Роль религии Индии и Востока в теории евразийства. Практические 3 4 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
3.3. Роль религии Индии и Востока в теории евразийства. Сам. работа 3 10 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Религия и евразийство
4.1. Религиозное учение евразийцев Лекции 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.2. Евразийство как философское течение и концепция России-Евразии в русской философии начала 20 в. Практические 3 4 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.3. Религиозное учение евразийцев Сам. работа 3 8 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.4. Социокультурная философия религии евразийства Практические 3 4 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.5. Философия религии у евразийства Сам. работа 3 10 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.6. Философия религии у евразийцев Практические 3 2 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
4.7. Экзамен 3 27 ОК-1, ОК-4, ПК-9 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Емельянов, Б. В. Русская философия XX века в 2 ч. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F33EA9C5-FA68-4241-9FAB-B9D898CE4E0D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Курбанов Р. А. Евразийская интеграция и право: Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 В. В. Жириновский Этногеополитика: учеб. пособие М.: [Изд. ЛДПР], 2012
Л2.4 Лукьянович Н.В. Геополитика: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 отв. ред. В. Я. Баркалов, А. В. Иванов Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения : материалы Пятой Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием): Барнаул : [Изд-во АГАУ], 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская идеология. Информационно-аналитический портал russidea.rchgi.spb.ru
Э2 Центр Льва Гумилева. Евразийство и скифство www.gumilev-center.ru
Э3 Информационно-аналитический портал "Человек и наука" cheloveknauka.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Социально-политические и религиозные концепции евразийцев» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистрам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.