Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.02. Регионоведение России |
Профиль | Региональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Цель дисциплины «Социально-политическая мысль народов России» – формирование у студентов компетенций проводить научные исследования философской сфере, осуществлять преподавательскую деятельность по теориям организации власти в России, характеризовать отечественную политическую и правовую мысль. Главная задача связана с пониманием роли отечественной философии в процессе становления отечественного государства с национальными особенностями организации власти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОК-4 | способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений |
ОПК-3 | способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем |
ПК-8 | способностью выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | научные труды отечественных мыслителей, описывающие этот процесс; теоретические положения Н. Трубецкого и Л. Гумилева о специфике происхождения русского этноса; исторические особенности экономико-формационных моделей в работах представителей марксистского направления; информационный базис социально-политической мысли России для определения методов социально-философского прогнозирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выстраивать прогностический сценарий развития регионов России; выделять политические и социальные закономерности развития России в работах представителей социально-политической мысли; выявлять критерии, характеризующие социальное развитие России с целью их дальнейшего анализа в рамках прогностических технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью выявления причин развития регионов России в рамках социально-политической мысли; навыком выявления факторов, тенденций развития России с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений у представителей социально-политической мысли; навыком составления моделей коммуникативных ситуаций опираясь на труды представителей социально-политической мысли |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение социально-политической мысли народов Росси | ||||||
1.1. | Предпосылки возникновения социально-политической мысли народов России | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Особенности политико-правовой идеологии России XI – XVI вв. | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социально-политическая мысль как философия | ||||||
2.1. | Философские основания социально-политической мысли народов Росси | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Политико-правовые идеи XVII – XVIII вв. | Практические | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Политико-правовые идеи XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Евразийство как концепция в русской философии 20 в. | ||||||
3.1. | Евразийство как философское течение и концепция России-Евразии в русской философии начала 20 в. | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Борьба либеральных и консервативных тенденций в XX веке. | Практические | 3 | 6 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Борьба либеральных и консервативных тенденций в XX веке. | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Религия и социально-политическая мысль народов России | ||||||
4.1. | Религиозный аспект социально-политической мысли народов России | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Революционная идеология российских мыслителей XIX – XX века | Практические | 3 | 6 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Революционная идеология российских мыслителей XIX – XX века | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-4, ОПК-3, ПК-8 | Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рубаник, С. А. | История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/778988BD-2337-4588-885E-02C89EC362D1 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жириновский, Владимир Вольфович | Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого | М. : [ЛДПР] , 2012 | |
Л2.2 | Василенко И.А. | Геополитика современного мира: учебное пособие | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/C51BF7DB-CB5A-49FD-A2D7-66C2A24BAC11 |
Л2.3 | Политология и социология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2015 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русская идеология. Информационный портал. //Электронный ресурс. | russidea.rchgi.spb.ru | ||
Э2 | Русский мир // Электронный ресурс | russkiymir.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. |