МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-политическая мысль народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Социально-политическая мысль народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Социально-политическая мысль народов России» – формирование у студентов компетенций проводить научные исследования философской сфере, осуществлять преподавательскую деятельность по теориям организации власти в России, характеризовать отечественную политическую и правовую мысль. Главная задача связана с пониманием роли отечественной философии в процессе становления отечественного государства с национальными особенностями организации власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений
ОПК-3 способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
ПК-8 способностью выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные труды отечественных мыслителей, описывающие этот процесс; теоретические положения Н. Трубецкого и Л. Гумилева о специфике происхождения русского этноса; исторические особенности экономико-формационных моделей в работах представителей марксистского направления; информационный базис социально-политической мысли России для определения методов социально-философского прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать прогностический сценарий развития регионов России; выделять политические и социальные закономерности развития России в работах представителей социально-политической мысли; выявлять критерии, характеризующие социальное развитие России с целью их дальнейшего анализа в рамках прогностических технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выявления причин развития регионов России в рамках социально-политической мысли; навыком выявления факторов, тенденций развития России с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений у представителей социально-политической мысли; навыком составления моделей коммуникативных ситуаций опираясь на труды представителей социально-политической мысли

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение социально-политической мысли народов Росси
1.1. Предпосылки возникновения социально-политической мысли народов России Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Особенности политико-правовой идеологии России XI – XVI вв. Практические 3 2 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-политическая мысль как философия
2.1. Философские основания социально-политической мысли народов Росси Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
2.2. Политико-правовые идеи XVII – XVIII вв. Практические 3 4 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
2.3. Политико-правовые идеи XVII – XVIII вв. Сам. работа 3 16 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Евразийство как концепция в русской философии 20 в.
3.1. Евразийство как философское течение и концепция России-Евразии в русской философии начала 20 в. Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
3.2. Борьба либеральных и консервативных тенденций в XX веке. Практические 3 6 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
3.3. Борьба либеральных и консервативных тенденций в XX веке. Сам. работа 3 16 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Религия и социально-политическая мысль народов России
4.1. Религиозный аспект социально-политической мысли народов России Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
4.2. Революционная идеология российских мыслителей XIX – XX века Практические 3 6 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1
4.3. Революционная идеология российских мыслителей XIX – XX века Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3, ПК-8 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рубаник, С. А. История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/778988BD-2337-4588-885E-02C89EC362D1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жириновский, Владимир Вольфович Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого М. : [ЛДПР] , 2012
Л2.2 Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебное пособие М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C51BF7DB-CB5A-49FD-A2D7-66C2A24BAC11
Л2.3 Политология и социология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская идеология. Информационный портал. //Электронный ресурс. russidea.rchgi.spb.ru
Э2 Русский мир // Электронный ресурс russkiymir.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.