МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Социальная антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Социальная антропология» -ознакомление с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений антропологических исследований; формирование комплексного представления о процессах становления и развития человеческой культуры, общих проблем социального (культурного) развития человечества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью выделять общее и специфическое в развитии России
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции происхождения человека и исторические этапы его физической и культурной эволюции
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать актуальные цивилизационные и социокультурные процессы, идущие как в Российском обществе, так и в мире; применять методы социально-антропологических исследований по различным вопросам социокультурной жизни людей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социально-антропологического анализа феноменов общественной жизни; навыками использования в практике социально-антропологических методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основания социальной антропологии
1.1. Методы антропологического исследования Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная антропология в системе гуманитарного знания Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная антропология в системе гуманитарного знания Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Культурогенез человека Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Культура повседневности Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Культура повседневности Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Трансформация пространства культуры Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Антропологические взгляды Л. Моргана Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Антропологические взгляды Л. Моргана Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Историческая школа в социальной антропологии Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Историческая школа в социальной антропологии Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные функции культуры
2.1. Функции и дисфункции культуры в процессе социогенеза Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Социальная антропология (расистская школа) Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальная антропология (расистская школа) Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Типология культур Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Антропосоциогенез: происхождение человека Сам. работа 2 5 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Трудовая теория происхождения человека Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Трудовая теория происхождения человека Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Антропосоциогенез: происхождение человека Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Эволюционисткая теория Ч. Дарвина Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Эволюционисткая теория Ч. Дарвина Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Цивилизационный подход А. Тойнби Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Цивилизационный подход А. Тойнби Практические 2 2 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Экзамен 2 27 ОПК-6, ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клягин, Н.В. Современная антропология: учебное пособие М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233781
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антипов, Г.А. Социальная антропология : учебное пособие Новосибирск : НГТУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Под редакцией: Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения : учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Ермаков В.А. Антропология: Учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.