МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н. , ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1."Свобода совестии государственно-конфессиональные отношения" является сформировать у будущих специалистов в области Регионоведения России представления о процессе становления, философского обоснования и утверждения идеи свободы совести в европейской культурной и правовой традиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-25 владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет изучаемой дисциплины, сущность, структуру, место и функции религиозной толерантности нетерпимости в обществе; важнейшие категории религиоведения, связанные с проблемами свободы совести и религиозной толерантности, а в ходе практических занятий и самостоятельной подготовки познакомиться с наиболее существенными научными произведениями, затрагивающими данную проблематику, а также с основными законодательными актами; особенности развития основных идей становления свободы совести в истории мировой культуры; процесс закрепления на законодательном уровне идей свободы совести; правовые основы, определяющие развитие религиозной ситуации в современной России и мире
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в научной литературе, информационно-справочных ресурсах, законодательных актах, касающихся свободы совести и государственно-конфессиональных отношений; логически грамотно выражать свою точку зрения, аргументировано вести дискуссию и мировоззренческий диалог; свободно оперировать терминами и определениями в области свободы совести и государственной религиозной политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основным категориальным аппаратом в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений; основными способами анализа процессов, происходящих в религиозно-правовой сфере в прошлом и настоящем, выявляет и объясняет процессы толерантности и нетерпимости на научном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Объект, предмет, значение, цель, задачи и методология дисциплины свобода совести
1.1. Общая характеристика понятий «свобода совести», «веротерпимость», «толерантность», «религиозная свобода», светское государство» Лекции 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.2. Общая характеристика понятий «свобода совести», «веротерпимость», «толерантность», «религиозная свобода», светское государство» Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.3. Общая характеристика понятий «свобода совести», «веротерпимость», «толерантность», «религиозная свобода», светское государство» Сам. работа 8 12 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. Веротерпимость в Древней Греции и в Древнем Риме
2.1. Веротерпимость в античном обществе Лекции 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
2.2. Веротерпимость в античном обществе Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
2.3. Веротерпимость в античном обществе Сам. работа 8 12 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Свобода совести в эпоху раннего христианства
3.1. Христианство в I–IX вв.: от убеждения к принуждению Лекции 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
3.2. Христианство в I–IX вв.: от убеждения к принуждению Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
3.3. Христианство в I–IX вв.: от убеждения к принуждению Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 4. Свобода совести в эпоху Средневековья
4.1. Религиозная нетерпимость в Средневековой Европе. Инквизиция Лекции 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
4.2. Религиозная нетерпимость в Средневековой Европе. Инквизиция Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
4.3. Религиозная нетерпимость в Средневековой Европе. Инквизиция Сам. работа 8 12 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 5. Свобода совести в эпоху Реформации
5.1. Реформация, контрреформация и проблема свободы совести Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
5.2. Реформация, контрреформация и проблема свободы совести Сам. работа 8 6 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 6. Свобода совести в контексте западно-европейского христианства, иудаизма и христианства
6.1. Взаимоотношение западноевропейского христианства, иудаизма и ислама: правовой и социально-психологический аспекты Практические 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
6.2. Взаимоотношение западноевропейского христианства, иудаизма и ислама: правовой и социально-психологический аспекты Сам. работа 8 6 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 7. Философские аспекты свободы совести
7.1. Проблемы свободы совести в европейской философской мысли XVII–XVIII вв. Лекции 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
7.2. Проблемы свободы совести в европейской философской мысли XVII–XVIII вв. Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
7.3. Проблемы свободы совести в европейской философской мысли XVII–XVIII вв. Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 8. История развития законодательства относительно свободы совести
8.1. Законодательство европейских стран в XVII начале XX в.: от веротерпимости к свободе совести Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
8.2. Законодательство европейских стран в XVII начале XX в.: от веротерпимости к свободе совести Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 9. Современное законодательство о свободе совести
9.1. Основные международные документы о свободе совести, религии и убеждений, принципах отношения государства и религиозных организаций Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
9.2. Основные международные документы о свободе совести, религии и убеждений, принципах отношения государства и религиозных организаций Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 10. История свободы совести в Российской империи
10.1. Веротерпимость и ее пределы в Российской империи (X–XIX вв. Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
10.2. Веротерпимость и ее пределы в Российской империи (X–XIX вв. Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 11. Проблемы свободы совести в советский период 1922-1953гг.
11.1. «Свобода совести» в СССР и ее практическая реализация Лекции 8 1 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
11.2. «Свобода совести» в СССР и ее практическая реализация Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 12. Проблемы свободы совестив советский период 1953-1991гг.
12.1. «Свобода совести» в СССР и ее практическая реализация Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
12.2. «Свобода совести» в СССР и ее практическая реализация Сам. работа 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 13. Современное законодательство о свободе совести в европейских странах
13.1. Современное законодательство о свободе совести и практика его применения в странах европейской культурной традиции Лекции 8 1 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
13.2. Современное законодательство о свободе совести и практика его применения в странах европейской культурной традиции Сам. работа 8 3 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 14. Свобода совести в нехристианских религиях
14.1. Свобода вероисповедания в мусульманской традиции Практические 8 2 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
14.2. Свобода вероисповедания в мусульманской традиции Сам. работа 8 4 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
14.3. Экзамен 8 27 ОК-6, ПК-25 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобазова, О.Ф. Религиоведение: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Султанов А. Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека: Москва: Статут, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Торгашев Г.А. Основы религиоведения: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л2.3 Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимости. Сборник статей: Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.4 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Набиев Р. А. Власть и религиозное возрождение: Казань: Издательство Казанского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Религия и право» является сетевым электронным изданием (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-49054). www.sclj.ru
Э2 Ислам. Сайт религии мира sputnik.mastertelecom.ru
Э3 Официальный сайт русской православной церкви www.patriarchia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание культурных, социальных, этноконфессиональных отношений, а также на исторические этапы утверждения свободы совести в России с учетом теоретических выводов и практических советов преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной со свободой совести, с культурными, социальными и этно-конфессиональными различиями народов России. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
3. Самостоятельная работа является важным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных практических заданий;
 работу со справочной и методической литературой;
 работу с нормативными правовыми актами;
 защиту выполненных работ;
 участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
 изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
 ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
 выполнения практических заданий;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;
 выполнения выпускных квалификационных работ и др.
 самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.