МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия и страны Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 59
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 59 59 59 59
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Россия и страны Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.понимание механизма функционирования и основной проблематики современных проблем международных отношений в региональном разрезе "Росси и страны Востока", формирование знаний о соотношении факторов внутреннего развития и внешних влияний, региональной политики России и регионального разреза внешней политики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы истории России и стран Востока, особенности их взаимоотношений, особенности геополитики, многообразие современного мира и исторические особенности диалога между представителями разных народов России и стран Востока;
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; определять место человека в историческом процессе, политической организации общества; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и стран Востока, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; быть готовым нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с источниками и исторической литературой; выдвижения гипотез о причинно-следственных связях в историческом процессе России и зарубежных стран; обобщения полученной информации о исторической динамики внешнеполитического курса России; постановки гипотезы и прогнозирования изменений во взаимоотношениях между Россией и странами Востока

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия и Восток: исторические корни и типология взаимоотношений
1.1. Естественно-географическое и историко-культурное положение России и стран Востока Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Специфика социально-демографического и внешнеполитического положения Афганистана во второй половине XX в. Практические 2 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Специфика социально-демографического и внешнеполитического положения Афганистана во второй половине XX в. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. История изучение стран Востока. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры стран Востока; Традиционный и научный варианты периодизации истории стран Востока Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Политическое развитие Китая в начале XX века Практические 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Политическое развитие Китая в начале XX века. История изучение стран Востока. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры стран Востока; Традиционный и научный варианты периодизации истории стран Востока Сам. работа 2 7 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Архаический Восток; Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Востоке; Духовная и культурная жизнь Востока в XX - XXI вв.; Основные этапы развития восточных цивилизаций и особенности культурных традиций Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Социально-политическое развитие Ирана во второй половине XX в. Практические 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Социально-политическое развитие Ирана во второй половине XX в. Архаический Восток; Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Востоке; Духовная и культурная жизнь Востока в XX - XXI вв.; Основные этапы развития восточных цивилизаций и особенности культурных традиций Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Этапы развития и особенности взаимоотношений России и государствами Ближнего Востока, Центральной Азии и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
2.1. Россия и страны Центральной Азии: исторические корни, современное состояние и перспективы взаимоотношений Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Социально-политическое развитие Турции во второй половине XX в. Практические 2 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Социально-политическое развитие Турции во второй половине XX в. Россия и страны Центральной Азии: исторические корни, современное состояние и перспективы взаимоотношений Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Россия и страны Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Российско-индийские отношения Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Россия и страны Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Российско-индийские отношения Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. СССР/Россия и АСЕАН: современное состояние и перспективы развития отношений Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. СССР/Россия и АСЕАН: современное состояние и перспективы развития отношений Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Россия и Япония Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Россия и Япония Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Россия и Китай: история, современное состояние и перспективы взаимоотношений Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Россия и Китай: история, современное состояние и перспективы взаимоотношений Сам. работа 2 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Россия и Монголия: история, современное состояние и перспективы взаимоотношений Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.13. Россия и Монголия: история, современное состояние и перспективы взаимоотношений Сам. работа 2 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.14. Экзамен 2 27 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.2 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт представительства Рссийской Федерации в БРИКС www.brics2015.ru
Э2 Официальный сайт АТЭС ecsocman.hse.ru
Э3 Курс " Россия и страны Востока " в Moodle на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Россия и страны Востока» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, например, в ходе лекции «Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Востоке» преподаватель освещает политические, идеологические и культурные параметры регионов Ближнего Востока и Дальнего Востока, а также специфику международных отношений России и стран Востока. Лекция «Теоретико-методологические аспекты изучения истории и культуры стран Востока» предполагает акцентирование внимания студентов на специфику исследования данного региона в отечественной науке, выявление дискуссионных характеристик в оценивании отдельных аспектов истории стран Востока.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Поскольку одной из задач изучения взаимоотношений России и стран Востока является анализ межгосударственного взаимодействия между Россией и Китаем, Россией и Турцией, Россией и Египтом, преподавателем рекомендуются учебные пособия, характеризующие современные международные отношения. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. В ходе изучения проблематики отношений между Россией и странами Востока студентам рекомендуются официальные сайты международных организаций и форумов, отражающих специфику международного взаимодействия.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Так, практическое занятие «Социально-политическое развитие Турции во второй половине XX в.» предполагает обсуждение вопросов, связанных как с внутренними политическими процессами, происходившими в Турции, так и вопросов, освещающих российско-турецкие отношения. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источниками информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к экзамену. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.