МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в системе международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Россия в системе международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики, ее мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
ОПК-5 способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.влияние цивилизационных факторов на международное положение России на разных стадиях ее развития; особенности влияния менталитета на развитие международных отношений и роль России в их системе;
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности и факторы с особенностями внешнеполитической деятельности РФ на разных стадиях ее развития; анализировать воздействие этнокультурных и этноконфессиональных традиций на внешнею политику Российской Федерации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки международного события с точки зрения его влияния на интересы, цели и ценности Российской Федерации на разных этапах ее развития и с учетом системообразующих факторов; навыками характеристики международных событий, их влияния на внешнюю политику России в процессе практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века
1.1. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Лекции 3 1 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Международные отношения и международный порядок Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Международные отношения и международный порядок Сам. работа 3 10 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Европейское направление внешней политики России Лекции 3 1 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Императивы и альтернативы современного мира и международных отношений Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Императивы и альтернативы современного мира и международных отношений Сам. работа 3 11 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Подходы России к формированию концепции национальной безопасности Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Подходы России к формированию концепции национальной безопасности Сам. работа 3 10 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Военная доктрина и военная реформа в России для обеспечения национальной безопасности Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Военная доктрина и военная реформа в России для обеспечения национальной безопасности Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Будущее контроля над вооружениями Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Будущее контроля над вооружениями Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Актуальные направления внешней политики Российской Федерации Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Актуальные направления внешней политики Российской Федерации Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Экзамен 3 27 ОПК-3, ОПК-5 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. И. Позднякова, В. К. Белозерова, М. М. Васильевой. Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Торкунов А.В., Мальгин А.В. Современные международные отношения: Учебник: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.3 Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы moskvaimir.mos.ru
Э3 Журнал «Россия в глобальной политике» www.globalaffairs.ru
Э4 Ежемесячный журнал «Мировая экономика и международные отношения» www.imemo.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- подготовку к практическим занятиям;
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.