Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.02. Регионоведение России |
Профиль | Региональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Цель состоит в подготовке специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики, ее мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем |
ОПК-5 | способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | влияние цивилизационных факторов на международное положение России на разных стадиях ее развития; особенности влияния менталитета на развитие международных отношений и роль России в их системе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности и факторы с особенностями внешнеполитической деятельности РФ на разных стадиях ее развития; анализировать воздействие этнокультурных и этноконфессиональных традиций на внешнею политику Российской Федерации; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки международного события с точки зрения его влияния на интересы, цели и ценности Российской Федерации на разных этапах ее развития и с учетом системообразующих факторов; навыками характеристики международных событий, их влияния на внешнюю политику России в процессе практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века | ||||||
1.1. | Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Международные отношения и международный порядок | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Международные отношения и международный порядок | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Европейское направление внешней политики России | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Императивы и альтернативы современного мира и международных отношений | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Императивы и альтернативы современного мира и международных отношений | Сам. работа | 3 | 11 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Подходы России к формированию концепции национальной безопасности | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Подходы России к формированию концепции национальной безопасности | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Военная доктрина и военная реформа в России для обеспечения национальной безопасности | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Военная доктрина и военная реформа в России для обеспечения национальной безопасности | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Будущее контроля над вооружениями | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.15. | Будущее контроля над вооружениями | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.16. | Российский подход к институциональным основам нового миропорядка | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.17. | Российский подход к институциональным основам нового миропорядка | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.18. | Общественная и научная дискуссия о внешней политике России | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.19. | Общественная и научная дискуссия о внешней политике России | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности | ||||||
2.1. | Актуальные направления внешней политики Российской Федерации | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Актуальные направления внешней политики Российской Федерации | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-3, ОПК-5 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. И. Позднякова, В. К. Белозерова, М. М. Васильевой. | Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68 |
Л1.2 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Торкунов А.В., Мальгин А.В. | Современные международные отношения: Учебник: | М.: Аспект Пресс, 2014 | |
Л2.2 | Богатуров А.Д. | Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.3 | Ачкасов В.А., Ланцов С.А. | Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru | ||
Э2 | Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы | moskvaimir.mos.ru | ||
Э3 | Журнал «Россия в глобальной политике» | www.globalaffairs.ru | ||
Э4 | Ежемесячный журнал «Мировая экономика и международные отношения» | www.imemo.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7-Zip AcrobatReader Microsoft Windows Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - подготовку к практическим занятиям; - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |